1. История и вопрос из Талмуда
В Торе (1:16) сказано: «И создал Всесильный два светила великие: светило большее… и светило меньшее…».
Талмуд (Хулин 60б) обращает внимание на кажущееся противоречие в этом стихе. Сначала говорится «два светила великие», а потом сразу уточняется «светило большее… и светило меньшее». Как они могут быть одновременно «великими», если одно из них названо «меньшим»?
Талмуд объясняет это так: Изначально Всевышний действительно создал Солнце и Луну одинаково великими. Но затем Луна обратилась к Нему с вопросом (или претензией): «Владыка мира! Возможно ли, чтобы два правителя пользовались одной короной?» Иначе говоря, Луна считала, что два равных по силе светила не могут править одновременно. На это Всевышний ответил Луне: «Раз так, пойди и умали́ (уменьши) себя».
Луна возразила: «Владыка мира! За то, что я сказала Тебе нечто дельное (т.е. правильное, уместное), я должна себя уменьшить?!» Видя, что Луна обижена, Всевышний стал ее «утешать» и предлагать компенсации (об этом позже).
Ребе Король Мошиах задает первый ключевой вопрос: «Была ли права Луна в своей претензии?»
С одной стороны, ее слова в некоторых источниках названы «китру́г» — это слово обычно означает жалобу, обвинение, нечто нежелательное. Также тот факт, что ее «наказали» уменьшением, говорит о том, что она была неправа. (Комментатор РАШИ так и пишет: «Луна была уменьшена за то, что пожаловалась…») Если бы она была права, почему ее наказали?
С другой стороны, сама Луна называет свои слова «делом уместным». И что еще важнее, Всевышний пытается ее утешить после уменьшения, что подразумевает, что в ее словах была доля правды, и она пострадала не совсем заслуженно.
Итак, первая загадка: права Луна или нет? Доказательства есть в обе стороны.
2. Углубление проблемы: совершенство Творения
Ребе идет дальше. Предположим, Луна все-таки была права, и ее замечание было «дельным». Тогда возникает еще более серьезный вопрос: как возможно, что Всевышний, создавая мир, изначально сделал что-то «не так»? Ведь Луна, по сути, указала на недостаток в первоначальном замысле («два правителя не могут использовать одну корону»). Это противоречит фундаментальному принципу иудаизма, что мир был сотворен совершенным (мир был создан в своей полноте).
Может быть, мир и не был создан абсолютно совершенным? Есть ведь Мидраш (древнее толкование Торы), который говорит, что все сотворенное в шесть дней творения нуждается в доработке: горчицу нужно подсластить, бобы смягчить, пшеницу смолоть, и даже человек нуждается в исправлении. Стих Торы «что создал Всесильный, чтобы делать — доделывать» как раз указывает на это.
Ребе отвечает: Есть большая разница! Одно дело — когда Всевышний намеренно создает что-то (как пшеница), что человек должен довести до ума (смолоть), чтобы использовать. Это часть замысла — партнерство человека со Всевышним в завершении творения. Совсем другое дело — если бы Всевышний создал что-то (два равных светила), а потом Сам был бы вынужден это немедленно «исправлять» из-за внутреннего дефекта замысла. Это немыслимо.
Вывод Ребе: Значит, первоначальное состояние —«два великих светила» — не было недостатком. Наоборот, это было идеальное состояние (и в будущем, в мессианские времена, сказано, что «свет луны будет как свет солнца», т.е. они снова сравняются). Но если так, то как же слова Луны могут быть «дельными» и «уместными»? Парадокс усиливается.
3. Мотивы Луны и реакция Всевышнего
Теперь Ребе смотрит на ситуацию с точки зрения самой Луны.
Почему Луна вообще стала возражать? Неужели из зависти или желания большей славы («хочу корону побольше»)? Но ведь Солнце и Луна были созданы с определенной целью — «чтобы отделять день от ночи… и чтобы светить на землю». Цель любого творения — выполнять волю Творца. Как может творение, подобное Луне, проявлять эгоизм или зависть?
Более того, поведение Луны после «наказания» кажется еще более странным:
1) Всевышний говорит ей: «Хорошо, ты уменьшилась, но зато будешь править и днем (слабым светом), и ночью». Луна не утешается: «Какой толк от светильника днем?» (Т.е. днем ее свет незаметен).
2) Всевышний предлагает: «Зато по тебе народ Израиля будет считать дни и месяцы (еврейский календарь лунный)». Луна снова недовольна: «Но ведь и по Солнцу считают — сезоны и годы!» (Ей не важно, что основная часть календаря зависит от нее, ей обидно, что и Солнце используется для счета). Это похоже на мелочную зависть.
3) Всевышний предлагает еще: «Праведники будут называться твоим именем» (например, Яаков был назван «малым»).
4) И даже после всего этого Талмуд говорит: «Видя, что она не успокаивается, сказал Святой, благословен Он: Принесите искупление за Меня за то, что Я уменьшил Луну».
Это последняя фраза — самая поразительная. Всевышний как бы просит прощения за Свое действие!
Ключевая идея Ребе: Вся эта история — не о спонтанной проблеме и ее решении. Уменьшение Луны было частью изначального Божественного плана. Просто этот план реализовался в два этапа: 1) Создание двух равных великих светил. 2) Уменьшение Луны до «светила меньшего».
А «жалоба» Луны была не проявлением зависти, а механизмом, через который этот второй этап был запущен. Эта «жалоба» была выражением самой сущности и роли Луны в творении, как мы сейчас увидим.
4. Духовные корни Солнца и Луны: Письменная и Устная Тора
Ребе Король Мошиах объясняет, что для понимания этой истории нужно обратиться к принципу: «Всматривался [Всевышний] в Тору и творил мир». Это означает, что все в физическом мире имеет свой духовный корень и прообраз в Торе. Солнце и Луна — не исключение.
Кто же их прообразы в Торе?
Известный кабалист и законоучитель XVI века рабби Йешаяу Горовиц (автор книги «Две Скрижали Завета») пишет, что Солнце — это Тора Письменная (Пятикнижие, Пророки, Писания), а Луна — это Тора Устная (Талмуд, Мидраши, комментарии, законы мудрецов).
На это намекает и Мидраш: Откуда Моше на горе Синай знал, когда день, а когда ночь? Когда Всевышний учил его Письменной Торе — он знал, что это день. Когда Всевышний учил его Устной Торе (Мишне, Талмуду) — он знал, что это ночь.
Почему Устная Тора — это «светило меньшее»? Потому что Устная Тора получает свой свет от Письменной Торы. Она объясняет, раскрывает и детализирует то, что заложено в Письменной Торе. Любой закон или идея в Устной Торе должны иметь основание в Письменной («Откуда мы это знаем? Потому что сказано в Торе…«). Подобно Луне, которая получает и отражает свет Солнца. Даже постановления мудрецов более поздних времен (так называемые «ограды для Торы») основаны на заповеди из Письменной Торы «Соблюдайте стражу Мою», что мудрецы истолковали как «Сделайте ограду для стражи Моей».
Теперь становится понятно:
Второй этап (уменьшение Луны) соответствует тому, как Тора воспринимается нами, людьми. С нашей точки зрения, Устная Тора (Луна) как бы вторична, она «меньше», она получает от Письменной (Солнца).
Первый этап («два великих светила») соответствует тому, как Тора существует с точки зрения Бога, Дающего Тору. Для Всевышнего и Письменная, и Устная Тора — это единая, равновеликая мудрость. «Обе они даны одним Пастырем» (изречение мудрецов). Как пишет великий Маймонид (РАМБАМ): «Все заповеди… были даны [Моше на Синае] вместе с их разъяснением». То есть, Письменная и Устная части были даны одновременно и равноценно свыше.
5. Глубже: акцент на дающем и получающем
Ребе развивает эту аналогию дальше. Разница между Солнцем (Письменной Торой) и Луной (Устной Торой) не только в отношении «источник-получатель», но и в том, на чем делается акцент:
Письменная Тора (Солнце): Подчеркивает Дающего — Всевышнего. Она дана нам в неизменном виде, буква в букву, как на Синае. В ней нет места человеческому вмешательству или изменению. Это — чистое Слово Всевышнего.
Устная Тора (Луна): Подчеркивает Получающего — народ Израиля. Ее суть — в понимании, толковании, применении Торы человеком. Если человек учит Устную Тору, но не понимает, это не считается полноценным учением. Более того, в рамках Устной Торы есть место для новых идей и раскрытий, которые делают мудрецы в каждом поколении. Устная Тора как бы «оживает» и раскрывается через людей.
Ребе обращает внимание на язык Маймонида, описывающего передачу Торы:
Про Письменную Тору: «Всю Тору написал Моше… и дал по свитку каждому колену…» (Акцент на действии Моше — он дал).
Про Устную Тору: «Заповедь, которая является разъяснением Торы, он не записал, а заповедал ее старейшинам, Йеошуа и всему Израилю… Поэтому она называется Устной Торой… Йеошуа получил от Моше… Эли получил от старейшин…» (Акцент на получении).
Эта разница в формулировках («дал» vs «получил») подтверждает идею: Письменная Тора — акцент на Божественном источнике (Дающий), Устная Тора — акцент на человеческом восприятии и передаче (Получающий).
6. Снова о двух перспективах
Однако, напоминает Ребе, это различие (акцент на Дающем или Получающем) существует только с нашей, человеческой точки зрения.
С точки зрения Всевышнего, и Письменная, и Устная Тора — это Его Слово в равной степени. Как пишет Маймонид в том же тексте, предваряя описание передачи: «Все заповеди, данные Моше на Синае, были даны с их разъяснением… „Тора» [в стихе Я дам тебе… Тору и заповедь] — это Письменная Тора, а „заповедь» — это ее разъяснение, и это — Устная Тора». Обе были даны Творцом.
Ребе цитирует своего тестя, Ребе РАЯЦа: «Все, что сказано в Письменной Торе и в Устной Торе… — все это буквально сказал Всевышний…».
Почему же тогда Устная Тора воспринимается как «получающая» и «меньшая»? Потому что ее функция — быть разъяснением Письменной Торы. А в нашем, человеческом понимании, разъяснение всегда стоит как бы «ниже» или зависит от того, что оно разъясняет. Подобно тому, как учитель «сжимает» или адаптирует свою глубокую мысль, чтобы ученик мог ее воспринять. Устная Тора — это Божественная мудрость, «адаптированная» для человеческого разума. Поэтому в процессе получения нами, она обретает характер «получателя» (Луны), и ее раскрытие происходит через нас.
7. Возвращение к физическим Солнцу и Луне
Теперь Ребе применяет все эти выводы обратно к Солнцу и Луне в небе:
То, что Луна светит отраженным светом Солнца, — это так лишь с точки зрения мира, с точки зрения получателя. В рамках законов физики этого мира, Луна — приемник.
Но с точки зрения Творца («И создал Всесильный…«), оба светила были созданы равновеликими. Свет Луны изначально исходит от Бога так же, как и свет Солнца. Просто Бог устроил мир так, что этот Божественный свет Луны проявляется через Солнце, потому что сама суть Луны — быть «получателем».
Ребе приводит аналогию с богатым и бедным: Бедняк получает пропитание от богача. Но значит ли это, что он ниже или зависит от него по сути? Нет. Бог дает пропитание бедняку, просто Он избрал богача каналом для этой передачи. Зачем? Чтобы существовала заповедь благотворительности, которая требует наличия дающего и получающего. На самом деле, деньги, которые богач дает бедному, — это не его деньги, а Божьи, которые проходят через него.
Так же и с Луной: ее свет — от Всевышнего, но он проходит через Солнце, потому что такова ее роль в Божественном «спектакле» творения — быть символом и воплощением принципа «получателя».
И вот теперь становится ясным смысл «жалобы» Луны: «Возможно ли, чтобы два правителя пользовались одной короной?». Это не была зависть. Это было констатирование факта ее собственной природы. Луна как бы говорила: «Моя суть — быть получателем. А система, где мы оба равны (два правителя, одна корона), не соответствует этой моей сути. Чтобы моя роль реализовалась, необходимо установить порядок дающий-получающий, то есть, нужно мое уменьшение». Таким образом, «жалоба» Луны стала тем толчком, который привел систему в соответствие с ее предназначенной ролью.
8. Цель уменьшения и будущее совершенство
Но было ли уменьшение Луны конечной целью? Нет. Ребе подчеркивает, что это лишь временное состояние, необходимый этап на пути к высшему совершенству.
Конечная цель — чтобы даже в Луне (Получателе, Устной Торе, народе Израиля) раскрылась ее изначальная, Божественная суть «великого светила». Это произойдет в будущем, в мессианскую эру, когда, как сказано у пророка Исайи (30:26): «Свет Луны будет как свет Солнца». Тогда первоначальный замысел («два великих светила») раскроется полностью.
Теперь понятен и смысл «утешений» Всевышнего: «Будешь править днем и ночью», «По тебе будут считать», «Праведники будут названы твоим именем» — это не просто компенсация. Это намеки на скрытое величие Луны, которые показывают, что даже в своем уменьшенном состоянии она обладает огромной важностью и потенциалом. Эти «утешения» напоминают, что ее нынешнее состояние — не окончательное.
А почему Всевышний в конце говорит: «Принесите искупление за Меня»? Это подчеркивает, что пока Луна находится в уменьшенном состоянии, пока ее полное Божественное сияние скрыто, — конечный замысел Творения еще не реализован до конца. И пока этого не произошло, существует как бы некая «незавершенность» в мире, за которую Всевышний, образно говоря, принимает на Себя ответственность, ожидая полного раскрытия света Луны в будущем. Это состояние требует «искупления» до тех пор, пока не наступит время, когда «свет луны будет как свет солнца», и два великих светила засияют в полную силу, открыто и явно.
В итоге: Ребе показывает, что история уменьшения Луны — это не рассказ о наказании за зависть, а глубокая притча о динамике отношений между божественным источником и творением-получателем, между Письменной и Устной Торой, между Всевышним и народом Израиля. Уменьшение — это необходимый этап для проявления роли «получателя», но этот этап временный и ведет к будущему совершенству, когда обе стороны — Дающий и Получающий — раскроют свое полное, равновеликое сияние.