Ребе с нами!

08.06.2008 3174 (0)
Свободный перевод с иврита: Шмуэль Фортман а-Парци Источник: «Итваадует» 5710, стр. 14-16
Ребе с нами!
Ребе РАЯЦ

С Божьей помощью,
из беседы в недельную главу Торы «Трума»*, субботы «Захор», 5710 года (не заверено)

1. О радости жениха и невесты, Ребе (Раяц) приводит в своем выступлении от 10 Швата[1] слова Талмуда[2]: «Рассказывали о рабби Йеуде сыне рабби Илая, что брал он миртовый прут и жонглировал им перед женихом и невестой и т.д., а рав Шмуэль сын рава Ицхака — жонглировал тремя (три прута — один кидает, один ловит[3])... Сказал рав Зейра: „Нравится мне... баловство дедушки“».

И поясняется далее в том же выступлении: «Подобное баловство — (Божественное Проявление, которое) выше сознания. И уровень этот высок и вознесен весьма. Ибо сказано, что (лишь) если достойны муж и жена — Божественное Присутствие (Шхина) между ними[4]. Мужчина, на иврите „иш“ (איש) — буквы этого слова составляют „эш йуд“ (אש י), буквально „огонь буквы ‘йуд’“. Женщина, „иша“ (אשה) – „эш эй“ (אש ה), „огонь буквы ‘эй’“. Если достойны — их огонь — огонь Б-га (буквы „йуд“ и „эй“ составляют имя Б-га). (И это, в свою очередь, реализуется посредством „здания (крепкой семьи), которое простоит вовеки веков“ и т.д.) И так как подобный уровень очень высок — благодаря ему удостаиваются самых высоких Откровений и т.д.»

Сказанное имеет отношение к каждому жениху и невесте — когда строят дом на фундаменте Торы, обещает Ребе, что будет «здание, которое простоит вовеки веков», вечное здание. Словами наших мудрецов[5]: «Вовеки веков вечных» (נצח סלה ועד), в соответствии с правилом, что все, о чем сказано «вовеки веков вечных» — «не имеет перерыва вовеки».

2. Ребе требует от нас, что «дом на фундаменте Торы» должен быть таким, чтобы все домашние дела — не только святые, но и бытовые — были пронизаны Торой.

По этому поводу есть история, которую рассказал Ребе[6] о разнице между «миснагедом» (противником хасидизма) и хасидом:

Было два брата. Один — хасид, конечно же бедняк, и у него были дочери. Второй — миснагед, богач, отец нескольких сыновей. Когда дочери хасида достигли подобающего возраста, он решил обратиться к своему брату-миснагеду, с просьбой помочь выдать дочерей замуж. Когда братья встретились, повел миснагед хасида по своему большому и просторному дому со множеством комнат. «Это, — говорил он, — комната, в которой я сплю... В этой комнате я кушаю... В этой — принимаю гостей...» и т.д. После этого, спросил миснагед хасида: «Ну, каково твое мнение о моем доме?» «Удивляюсь я тебе, — ответил ему брат-хасид, — что способен ты жить будучи таким „рассеянным“. Для всего у тебя своя комната. В этой комнате ты спишь, в этой — ешь а в той — изучаешь Тору и исполняешь заповеди...» «Вот у меня, — закончил хасид, — всего две комнаты, и я не способен разделить места еды, сна, изучения Торы и исполнения заповедей»…

Еврейский дом не делится на отдельные части — специальное место для святости и остальное для быта — Тора должна пронизывать, и пронизывает все в доме.

3. Подобие этому есть в ежедневном Служении — служение молитвой должно проникнуть и повлиять на весь день.

Иногда удостаивается еврей, что — как минимум во время молитвы — в его мыслях лишь Святость, однако потом, когда он занят своими делами — Святость не очень его касается. Однако истина в том, что служение молитвой должно пронизать и повлиять на весь день. И этого требует учение хасидизма[7].

Рассказывается о сыне Цемах-Цедека, в честь которого был назван Ребе (Йосеф-Ицхак), что он имел обыкновение ходить в синагогу, чтобы услышать там «Борху», «Кдушу» и повторение молитвы кантором (части молитвы, для произнесения которых обязательно присутствие определенного количества евреев), а затем — молился наедине (весь порядок молитвы). Когда спросили его о «молитве в общине» он ответил, что старается собрать вместе десять сил души и молиться в «общине»[8].

4. И силы для реализации этого — дом, проникнутый Торой, молитва проникающая весь день — притягивает Ребе, посредством учения хасидизма. Учение хасидизма сравнивается с водой (в дополнение того, что в общем Тора названа пищей[9]), посредством которой пища продвигается пока не достигает всех частей тела[10].

Рассказывается о хасиде р. Эльханан-Дове Морозове, что его однажды спросили о Ребе и учителе нашем, Моше: «Кого ты больше почитаешь?» Он ответил: «Ребе! Потому, что если бы не Ребе, какая была бы у меня вера в учителя нашего, Моше?»...

И в этом смысле — есть различие между Ребе и предыдущими Ребеим. У предыдущих Ребеим были «старые хасиды», которые влияли на молодых, и молодые шли в мир распространять учение среди простого люда. А Ребе — нужно было делать все самому!

5. Сила, которую привлекает Ребе посредством учения хасидизма — привлекается и достигает нас и сейчас, без изменений с его стороны. И в нас тоже не произошло изменения, чтобы мы думали, что Ребе не находится с нами (упаси Б-г).

Те, кто познакомился с Ребе за тридцать лет его предводительства, знают, что Ребе не оставит своих хасидов одних в субботу «Захор», например, когда необходимо воевать с Амалеком...

Единственное изменение, которое произошло у нас, это что в прошлом кто-то мог подумать, что зайдя к Ребе он расскажет то, что хочет рассказать и скроет от Ребе то, что хочет. Однако отныне — ясно каждому, что Ребе знает то, что скрыто у нас. Ведь в прошлом Ребе был облачен в материальное тело, а теперь — он выше ограничений материального тела, и весь — духовность[11].

С другой стороны, так как «праведник после исхода (из тела), возносится во всех мирах больше, чем при жизни»[12], «И в этом, материальном мире — больше»[11] — несомненно Ребе направляет весь мир, в частности своих хасидов, и пробуждает Великое Милосердие и т.д., так же как было до сих пор и даже в большей мере.

И как было мнение у каждого и каждой из нас, что Ребе приведет нас к нашему праведному Мошиаху — так это мнение должно оставаться и сейчас.

А то, что произошло и т.д. — видение наших материальных глаз, и ничто иное как всего лишь испытание (одно из испытаний эпохи «Схваток Мошиаха», которые должны предшествовать приходу Избавителя Праведности) — вся суть которого в том, чтобы скрыть и спрятать истину.

Однако все еще необходимо пояснение, ведь по Торе нужно читать Кадиш (поминальную молитву) и т.д.

Цель испытания в том, чтобы усилиться и устоять в нем, благодаря чему отталкивается и отменяется сокрытие и раскрывается истина (как это объясняется в трудах хасидизма[13]).

И поэтому, укрепляя связь через изучение его учения и следование его указаниям (и указаниям касающихся всех и, в особенности, личным указаниям, данным на аудиенции) самым практическим образом, и мы удостоимся немедленно (ибо находимся в эпохе «Пяток Мошиаха») увидеться с Ребе материальными глазами, и Ребе поведет нас к Освобождению.

Примечания:
*) Во время трапезы в честь жениха, учащегося йешивы Моше Казарновского.
1) Сефер Маамарим 5710, стр. 117.
2) Трактат «Ктубот» 15а.
3) Комментарий РАШИ там.
4) Трактат «Сота» 16а.
5) Трактат «Эрувин» 54а.
6) Сефер а-Сихот 5702, стр. 21.
7) См. Сефер Маамарим–Кунтресим, часть 1, 21:2 и др.
8) Журнал «Тамим», часть 2, стр. 45 и далее, Ликутей Сихот ч. 2, стр. 477 и далее.
9) См. Тания, гл. 5.
10) См. «Врата Света» (Шаарей Ора), раздел Пурим, речь начинающаяся словами «И приняли евреи», ч. 21, «Продолжение 5672», том 1, начало параграфа 181.
11) См. «Тания», «Святое Послание», пояснение к параграфу 27.
12) «Зоар» часть третья, 71б и приводится с пояснениями в «Тания» там же.
13) Речь, начинающаяся словами «И познаешь» 5657 («Сефер Маамарим» 5657, стр. 53) и в других местах.

Поддержите сайт www.moshiach.ru
Ошибка в тексте? Выделите ее и нажмите Ctrl + Enter
Учебный центр » Из бесед Ребе (другие статьи):