СБП. Дни Мошиаха! 18 Нисана 5784 г., шестой день недели Ахарэй | 2024-04-25 18:04

Почему поседел рабби Элазар бен Азария?

Пошел рабби Элазар посоветоваться с женой, которая начала отговаривать его упирая на то, что у него нет седых волос. И произошло чудо и выросли у него 18 рядов седых волос…

Источник: «Ликутей Сихот» том 7, стр. 123 Свободный перевод:Шолем Лугов 22.12.2010 4319 мин.

В последней Мишне трактата «Брахот» говорится: «Сказал рабби Элазар бен Азария: „Вот, я выгляжу семидесятилетним, но не удостоился объяснить (в чем смысл того), чтобы упоминали о выходе из Египта по ночам, пока это не разъяснил Бен Зома“. Сказано в Торе: „…Чтобы помнил ты день выхода твоего из Египта все дни жизни твоей“. „Дни жизни“ означает „дни“, „все дни жизни“ означает „также и ночи“. Мудрецы же указали на другое значение этого стиха: „Дни жизни твоей“ означает „этот мир“, „все дни жизни твоей“ означает „также и в дни Мошиаха“».

РАШИ комментирует, что рабби Элазар бен Азария выглядел как старец… Как это понимать?

Рассказывается в Талмуде (трактат «Брахот» 27б-28а) о рабби Элазаре бен Азария, что когда ему было только 18 лет, его хотели назначить главой Санедрина из-за его достоинств: он был очень мудр, богат и происходил в десятом поколении от Эзры.

Пошел тогда рабби Элазар посоветоваться с женой, которая начала отговаривать его упирая на то, что у него нет седых волос. И вот, произошло чудо — выросли у него 18 рядов седых волос и он стал выглядеть как семидесятилетний человек.

Возникает вопрос: когда его жена сказала, что нет у него седых волос, то имелось в виду, что он еще молод, чтобы быть главой йешивы. Ведь достоинство умудренного годами человека в том, что за эти годы он приобрел мудрость и об этом свидетельствуют его седины. Как сказано (Йов 32:7): «Долголетие возвестит мудрость». И это особенно относится к главе Санедрина. Более того, такую приобретенную с возрастом мудрость нельзя получить другим способом. Даже очень талантливый и усидчивый человек, достигнувший огромных успехов в учебе, только через много лет может приобрести эту мудрость, как сказано «я получил много от учителей, я получил много от друзей, а от учеников больше всего», а в молодом возрасте это отсутствует.

Тогда возникает вопрос, что дало чудо появления у него седых волос, ведь это только внешний признак?

Вопрос усугубляется еще больше, когда мы обращаем внимание на существовавший в то время обычай, что только ученик, внутренне содержание которого соответствует его внешнему виду, допускался в дом учения. И тогда как может помочь внешний вид старца главе Санедрина, хотя он на самом деле молодой человек?

Еще один вопрос: почему всем, кто хотел назначить его главой йешивы, не было важно, что у него нет седых волос? И почему это не было важно самому рабби Элазару до того, как его жена сказала об этом?

Необходимо сказать, что произошедшее чудо доказало всем, что внутреннее содержание рабби Элазара соответствует мудрости старца. И чудо показало всем то, что назначающие его уже знали о том, что он обладает мудростью старца. И сам рабби Элазар знал об этом по проявленному к нему уважению и по месту, которое ему выделили и т.д., но когда его жена сказала, что нет у него седых волос, то понятно, что у него возникло сомнение из-за скромности.

Возникает еще один вопрос: откуда у рабби Элазара была такая мудрость, которую достигают прожив долгую жизнь? Мы вынуждены сказать, что это связано с его происхождением — десятым поколением после Эзры: мудрость отцов, которые были умудренными опытом старцами, передалась ему по наследству.

* * *

Возникает еще один вопрос. Ведь речь идет о назначении рабби Элазара главой Санедрина из-за его достоинств, тогда при чем тут вопрос есть ли у него седые волосы ли нет? Очевидно, что в то время он был брюнет или блондин, но не седой; тогда как это может помешать его назначению? А после произошедшего с ним чуда, когда появились у него седые волосы, какое это имеет отношение к его познаниям в Торе?

В беседе последнего дня Песаха 5741 г. Ребе Король Мошиах приводит объяснение, что у рабби Элазара были все качества для назначения главой Санедрина, кроме внешности старца, которому должны оказывать уважение. Ведь если у ученика отсутствует уважение к учителю, то он не может получать от него Тору. Для того, чтобы у людей было уважение перед главой Санедрина, недостаточно того, что все знают, что он глава, а нужно чтобы это проявлялось во внешних признаках. Поэтому нужно было чудо появления седых волос, ведь посредством этого все увидели, что внутри у рабби Элазара присутствует аспект приобретенной с годами мудрости.

Комментарии: 3
Темы: Талмуд
Поддержите сайт
Читайте еще:
Ошибка в тексте? Выделите ее и
нажмите Ctrl + Enter