Сказано в Талмуде («Псахим» 54а, «Недарим» 39б): «Семь вещей были созданы перед сотворением мира. И вот они: Тора, раскаяние, Рай, Ад, Трон славы, Храм и имя Мошиаха».
На первый взгляд нужно понять:
Общая идея всех этих вещей в том, что все они духовные, поэтому понятно, как они могли быть созданы до сотворения мира.
Тора сама по себе это мудрость и воля Всевышнего, только она спустилась и облеклась в материальные вещи (см. «Тания» гл. 4).
Раскаяние это духовное движение возвращения ко Всевышнему. Как пишет Ребе РАШАБ («Сборник трактатов по хасидизму» 5659 г.): «Раскаяние предшествовало миру, ведь это на самом деле ступень, которая выше мира, места и времени».
В Раю души сидят и наслаждаются отблеском присутствия Творца (см. «Брахот» 17а. РАМБАМ в «Законах о раскаянии» 8:2) и нужно сказать, что речь не идёт о Рае в нашем материальном мире.
В Аду душа очищается от оболочек, которые пристали к ней (см. «Тания» гл. 8).
О Троне славы объясняет Цемах-Цедек (комментарии на Псалмы 555:7), что речь идёт о мудрости и понимании, которые являются троном, а из славы происходит привлечение бесконечного света Всевышнего.
То же самое относится к имени Мошиаха, о котором можно сказать (см. Цемах-Цедек в сборнике комментариев по хасидизму) по поводу имен вверху, что с помощью этого название именем привлекается раскрытие соответствующего качества.
Но в отношении Храма, который является материальным предметом (как это очевидно), нужно понять: как можно утверждать, что он был создан до сотворения материального мира?
На первый взгляд можно было объяснить, что Талмуд имеет в виду Храм, который находится на небесах. Как известно («Танхума» по гл. «Мишпатим» п. 18, по гл. «Ваякэль» п. 7 и гл. «Пкудей» в начале), что Храм внизу направлен в соответствии с Храмом вверху. И раз Храм вверху духовный (как пишет Ребе в «Книге бесед» 5730 г. том 2, стр. 424), то можно сказать, что он был создал перед сотворением мира.
Но этого нельзя сказать, так как сказано в мидраше «Танхума» (гл. «Насо» гл. 18), что в тот час, когда Всевышний сказал еврейскому народу построить скинию, Он намекнул на ангелов, которые также построили Храм вверху. В тот день, когда он был воздвигнут внизу, также был воздвигнут вверху, как сказано («Насо» 7:1): «И было в день, когда завершил Моше возводить скинию и помазал ее, и освятил ее и все ее принадлежности». То есть, Храм вверху был построен в то время, когда был построен Храм внизу, следовательно как это возможно, что он был создан до сотворения мира?
Мы возвращается к первоначальному вопросу: о чем идёт речь в Талмуде, что Храм был создан до сотворения мира?
Можно попытаться объяснить это в соответствии с комментарием РАМБАНа (в начале гл. «Трума»), что основное место Храма это там, где раскрывается присутствие Всевышнего, как сказано («Шмот» 25:8): «И сделают Мне святилище, и Я пребывать буду в их среде». Что касается раскрытия присутствия Всевышнего в Храме, то об этом пишет Алтер Ребе («Тания» гл. 52), что «Шхина, которая есть Малхут мира Ацилут, облекается в чертог Святая святых».
На основании этого можно сказать, что в Талмуде идёт речь о внутреннем содержании Храма и его цели, которая заключается в раскрытии присутствия Всевышнего в нем. Это и есть категория Малхут мира Ацилут, которая была создана до сотворения мира.