В брошюре «Новая Тора от Меня выйдет» Любавичский Ребе ШЛИТА Король Мошиах приводит три общие идеи, в отношении которых произойдет изменение в законе при раскрытии новой Торы в будущем. Это разрешение шхиты дикого быка и левиафана (п. 2); изменение закона по мнению школы Шамая (п. 7); добавление трех городов-убежищ (п. 9).
В конце беседы (п. 16) Ребе объясняет связь между этими тремя идеями (все они относятся к «постижению через отрицание»).
Вот эта связь вкратце:
1) Причиной того, что школа Шамая запрещает, а школа Гилеля разрешает, является идея, что корнем школы Шамая являются аспекты строгости, которые выше аспектов доброты. Поэтому они видели вещи в такой форме, как они находятся вверху. И так как эти вещи способны раскрыться только с помощью «отрицания, как способа постижения» (выше позитивных утверждений как основы познания), то школа Шамая запрещает. Что же касается школы Гилеля, корень которой — доброта, то так как они видели вещи в раскрытой форме, как они находятся внизу, с помощью «позитивного познания», то они разрешали.
Так как в Эру Мошиаха все евреи смогут понять источники всех идей с помощью отрицания, как способа познания, то закон будет вынесен по мнению школы Шамая, которые запрещают. Это станет возможным благодаря раскрытию аспектов строгости, которые выше аспектов добра.
2) Добавление трех городов-убежищ связано с тем, кто убил человека неумышленно (см. «Масэй» 35:11), что указывает на высочайший корень запретов Торы («аспектов строгости, которые выше аспектов добра»), «постижение через отрицание».
Нахождение в городе-убежище показывает на то, что самые высокие идеи, постигнутые с помощью отрицания, осуществляются с помощью позитивного познания — усвоения и поглощения. При этом города-убежища в духовном смысле — это аналог слов Торы, которые укрывают и охраняют.
3) Разрешение шхиты дикого быка и левиафана также указывает на «постижение через отрицание», когда запрещенная вещь становится — с помощью «позитивного познания» — разрешенной.
Как пишет об этом сам Ребе: «При этом раскроется высшее совершенство общей работы, что также самые возвышенные идеи постижение через отрицание (левиафан) смогут привлечься с помощью позитивного постижения (дикий бык)».
Можно предположить, что Ребе не только объясняет связь между этими тремя идеями, но и уточняет порядок в Эре Мошиаха:
Если внимательно рассмотреть беседу, то видно, что сначала Ребе объясняет причину добавления трех городов-убежищ, после чего обсуждает изменение закона по мнению школы Шамая, а в конце уже рассказывает о разрешении шхиты дикого быка и левиафана. Но когда Ребе начинает объяснять связь между этими тремя идеями (которые относятся к постижению через отрицание), то порядок меняется на следующий: сначала —изменение закона, потом — добавление трех городов, а в конце — разрешение шхиты.
Можно предположить, что такой порядок не является случайным.
Сначала нужно сказать, что все три эти вещи происходят в первый период Эры Мошиаха, так как во втором периоде нет смысла в том, что закон будет по школе Шамая, так как в это время закон будет вынесен по школам Шамая и Гилеля одновременно (см. об этом брошюру «Законы Устной Торы, которые не исчезнут никогда»); также во время второго периода не будет необходимости в городах-убежищах (см. «Ликутей Сихот» том 24, стр. 110, где объясняется, что в городах-убежищах будущего станут прятаться люди, убившие по ошибке во время изгнания, что осуществляется в первый Эры Мошиаха); трапеза дикого быка и левиафана произойдет в конце первого периода (см. «Игрот Кодеш» том 2, стр. 77, прим. 23). Но порядок будет таким: изменение закона; добавление трех городов; разрешение шхиты.
Этот порядок соответствует трем этапам при постижении с помощью отрицания:
Первый этап. Уровень школы Шамая станет достоянием всех, так как все смогут увидеть корень вещей вверху благодаря постижению с помощью отрицания. И тогда закон станет по мнению школы Шамая.
Второй этап. Становится понятным, что позитивное постижение (в Эру Мошиаха) гораздо выше постижения с помощью отрицания (во время изгнания). Скрытый до сих пор корень всего (именно поэтому школа Шамая запрещает, ведь эти вещи не могут раскрыться сами по себе) раскроется и превратится в позитивное постижение. Это уже более высокой уровень, когда евреи станут выше (не только как школа Шамая и выше школы Гилеля), но и выше самой школы Шамая.
Этот уровень характеризуется добавлением трех городов-убежищ (указывающим на раскрытие тайн Торы и развитие разума), так как нахождение в них свидетельствует о том, что самые высокие аспекты раскрываются и облекаются во внутренние сосуды на уровне усвоения. Это указывает на то, что все постигнутое через отрицание можно уже постигнуть через позитивное постижение.
Третий этап. Здесь появляется новшество, что постижение через отрицание и позитивное постижение объединяются в одно целое. На это намекает то, что дикий бык («позитивное постижение») и левиафан («постижение через отрицание») закалывают друг друга и объединяются.
Все эти три вещи раскроются последовательно в Эру Мошиаха:
В начале Эры Мошиаха появится большой раввинский суд в Иерусалиме, большинство членов которого станут на позицию школы Шамая. Это станет возможным оттого, что (по словам РАМБАМа) «в то время евреи будут великими мудрецами» и они смогут понять всю глубину мысли школы Шамая. Это произойдёт в самом начале Эры Мошиаха, когда появится Санедрин.
После этого добавят три города-убежища в буквальном смысле, а в духовном смысле этому будет соответствовать идея понимания постигнутого через отрицание с помощью позитивного постижения.
В конце первого периода произойдет шхита дикого быка и левиафана, когда наступит самый высокий уровень — объединение постижения через отрицание и позитивного постижения.
Отсюда следует, что намерение Ребе было не только рассказать о важности этих трех вещей, но и показать на их порядок во время Освобождения (по крайней мере в первый период).