Известны слова Любавичского Ребе ШЛИТА Короля Мошиаха в известной беседе 28 Нисана 5751 года:
Единственная вещь, которую я мог сделать — передать эту задачу в ваши руки: сделайте все возможное в ваших силах, чтобы праведный Mошиax пришел сегодня же, сейчас же! Действуйте со всей силой мира Хаоса («орот де-Тоу»), но в сосудах мира Порядка («келим де-Тикун»).
После этого Ребе добавляет:
Да будет угодно [Всевышнему], чтобы в конечном итоге нашлись хотя бы десять достаточно упорных евреев, которые «не отступятся» до тех пор, пока Всевышний не согласится принести нам подлинное и окончательное Освобождение немедленно, сегодня же, сейчас же!
Ребе продолжает:
Со своей стороны, в качестве дополнительного усилия в стремлении ускорить приход Освобождения, я добавлю и дам деньги каждому из вас для того, чтобы вы стали посланниками дать их на благотворительность, ибо «величие благотворительности в том, что она приближает Освобождение».
И после этого завершает беседу такими словами:
Да будет угодно [Всевышнему], чтобы нашлись хотя бы один, два, три человека, которые посоветуются между собой и поймут, что делать и как поступать. И ещё, самое главное, чтобы ваши усилия увенчались успехом для наступления истинного и полного Освобождения, немедленно и буквальном смысле, в духе радости и веселья.
Внимательно проанализировав эти цитаты, можно задать несколько вопросов:
1. Много раз после своих выступлений Ребе раздавал деньги (доллары) для того, чтобы люди исполнили заповедь благотворительности, но обычно об этом не упоминалось в самой беседе, которая после этого была отредактирована и напечатана (например, беседа на исходе 9 Ава 5751 г.). Тогда нужно понять, почему именно в этой беседе упомянут тот факт, что после неё Ребе раздавал доллары?
2. Даже если найти объяснение этому, было бы уместно сначала завершить беседу, а уже после этого добавить в скобках, что была раздача долларов. Таким образом, можно было написать так: «Да будет угодно, чтобы нашлись... в духе радости и веселья», а после этого добавить: «В качестве дополнительного усилия... я дам деньги каждому из вас».
Представляется возможным объяснить это так:
После того, как Ребе требует от нас совершить действия «со всей силой мира Хаоса, но в сосудах мира Порядка», он хочет сам показать нам, как нужно сделать это.
В «Ликутей Дибурим» (том 2, гл. 18, п. 38) объясняет Ребе РАЯЦ слова пророка Йешаяу (11:2), в которых идёт речь о Мошиахе: «И снизойдет на него дух Всесильного, дух мудрости и понимания, дух совета и могущества, дух знания и боязни Б-га». Вот, вкратце, его объяснение:
Совет — это упокоение сознания, окружающее три отделения разума — мудрость, понимание и углубление. Это исполнение того, что уже было обработано тремя источниками разума. Есть, однако, большая разница, в отношении чего был дан совет — в материальной или духовной области, но в любом случае этот совет даётся с помощью глубокого разума, как это видно на практике...
Могущество — это сила, власть. Есть, однако, большая разница, на чем она основана. Идет ли речь о силе разума (как сказано в Талмуде о «хорошем воине», который знает, как отвечать на вопросы, касающиеся Торы) или о физической силе. В любом случае, смысл слова «могущество» это сила и крепость.
Совет и могущество различаются по своему определению: суть совета — разум, а суть могущества — сила и величие.
После этого Ребе РАЯЦ объясняет, что у Мошиаха эти два противоположных качества наблюдаются одновременно, так как он является их источником.
На первый взгляд, можно связать эти две идеи (совет и могущество) с мирами Хаоса и Порядка, так как сила относится главным образом к миру Хаоса (как объясняет Алтер Ребе в «Тора Ор» по гл. «Ноах» 9в), а разум — к миру Порядка.
На основании этого можно дать ответ на первоначальный вопрос.
Раздача денег на благотворительность упоминается в самой беседе, так как этим Ребе подчеркивает нас, что прежде всего следует вести себя так, как это происходит в мире Хаоса (и он говорит, что «найдутся хотя бы десять достаточно упорных евреев, которые не отступятся»). Это проявляется во влиянии, вызванном благотворительностью — могущество, а после того, как было принято решение вести себя как в мире Хаоса, наступает следующий этап из мира Порядка — совет.