В Торе мы читаем о просьбе Моше-рабейну («Шмот» 4:13): «Пошли через кого посылаешь. На это объясняется в мидраше: «Сказал Моше Всевышнему: Властелин мира! Пошли через кого посылаешь — через Мошиаха, который в будущем освободит евреев из изгнания».
По поводу этих слов есть несколько комментариев Любавичского Ребе ШЛИТА Короля Мошиаха:
1) В «Ликутей Сихот» том 11 (стр. 8) сказано, что просьба Моше не была исполнена, так как желанием Всевышнего было то, что именно Моше будет посланником для того, чтобы вывести еврейский народ из Египта.
2)В «Ликутей Сихот» том 31 (стр. 18) сказано, что в ответ на возражения Моше, что в конце концов он не приведёт евреев в Землю Израиля и не станет последним освободителем, Всевышний намекнул ему, что это не две разные вещи и два разных освобождения, а грядущее Освобождение с помощью Короля Мошиаха является продолжением исхода из Египта посредством Моше. Будущее освобождение и раскрытие Мошиаха зависят от силы Моше и его действий во время исхода из Египта.
3) В беседе «Двар Малхут» по главе «Хаей Сара» 5752 г. («Книга бесед» том 1, стр. 98) говорится, что раз это была просьба Моше-рабейну (о которой идёт речь в вечной Торе), она действительно была исполнена — того самого посланников, которого Всевышний отправил вывести евреев из Египта (Моше), его же Он пошлет завершить освобождение в будущем. И в этом было намерение Моше, когда он попросил: «Пошли через кого посылаешь».
Мы видим, что в первой беседе отмечается, что просьба Моше не была исполнена, во второй — что Всевышний ответил ему, что есть связь между исходом из Египта и будущим освобождением благодаря Моше, а в третьей — что просьба Моше соединить первого и последнего освободителя была исполнена.
На первый взгляд кажется, что каждая беседа является другим объяснением по сравнению с предыдущим.
Но известно, что Ребе во многих местах говорит (например, см. «Ликутей Сихот» том 3, стр. 782), что если есть несколько толкований одного и того же вопроса, то между ними должна быть связь. Попробуем разобраться с этим.
Это можно понять на основании разницы между этими тремя беседами.
В первой беседе, где Ребе говорит, что просьба Моше не была исполнена, он добавляет, что, несмотря на это, есть связь между Моше и будущим освобождением: достоинством Моше является Тора, с помощью которой осуществляется освобождение (вообще, а в частности грядущее освобождение) в мире.
Во второй беседе в продолжение того, что Всевышний сказал о связи между освобождениями, Ребе объясняет форму работу Моше и Мошиаха, которая связана с «ослом» («хамор») — управлением материальностью нашего мира («хомер»), то есть превращением его в святость. При этом есть преимущество у Мошиаха по отношению к Моше.
В третьей беседе после того, как Ребе рассказал нам об исполнении просьбы Моше, он добавляет, что идея Мошиаха заключается в объединении материальности и духовности. И это проявляется у Мошиаха в том, что у него есть душа и тело, но вместе с этим Мошиах является посланником Всевышнего в такой степени, что он как сам Всевышний. И эту идею Мошиах внедряет в мир, как это проявляется в объединении Моше (мудрость) и Мошиаха (власть).
Выходит, что речь здесь идёт о трех аспектах: 1) Тора, которая влияет на мир; 2) Процесс очищения мира и его возвышение перед наступлением Освобождения; 3) Задача Короля Мошиаха — объединение материального и духовного.
На основании этого можно понять, что все три беседы являются одной последовательностью:
Перед тем, как Ребе объясняет в первой беседе, что у Моше есть связь с Освобождением, так как он представляет собой Тору, простое понимание такое, что его просьба не была исполнена, так как на первый взгляд Моше не связан с Освобождением.
Но когда Ребе объясняет идею Моше в качестве освободителя — силу Торы и, как следствие, его связь с Освобождением, становится понятна связь между исходом из Египта и грядущим Освобождением: с помощью силы Торы можно подняться над материей и подчинить ее. Это то, что связывает исход из Египта и Освобождение из последнего изгнания вплоть до того, что это один продолжающийся процесс по очищению мира.
После того, как мы узнаем об этой связи между исходом из Египта и будущим Освобождением, наступает этап, когда Ребе объясняет, что просьба Моше объединиться с Мошиахом была исполнена. При этом материальность нашего мира становится сосудом для раскрытия божественной силы, благодаря чему в мире раскрывается Всевышний.