20 Швата 5782 года, суббота недели, гл. Итро | 22-01-2022 16:05

Первый грех

Запрет вкушать плоды от Древа Познания Добра и Зла действовал лишь до наступления субботы. В субботу плоды этого дерева можно было есть. Запрет этот был дан в пятницу, когда три четверти дня уже истекли...

5961 (1)
Первый грех
Первый грех

Первая глава Торы — «Берейшит» — рассказывает о сотворении первого человека — Адама. Б-г запретил ему вкушать плоды от Древа Познания Добра и Зла, но Адам нарушил этот запрет. Печальные последствия этого поступка пришлось испытать не только ему самому, но и всем последующим поколениям.

Мидраш выявляет в этом эпизоде удивительную особенность грехопадения Адама. Запрет вкушать плоды от Древа Познания Добра и Зла действовал лишь до наступления субботы. В субботу плоды этого дерева можно было есть. Запрет этот был дан в пятницу, когда три четверти дня уже истекли, т.е. фактически Адам и Хава (Ева) должны были потерпеть всего три часа. Если принять во внимание, что Адам был сотворен «Руками Б-га» и получил этот запрет от Самого Создателя, то совершенно непонятно, почему он этот запрет нарушил.

Всем людям присущи «йецер а-ра» (силы зла, понуждающие человека поступать вопреки Воле Всевышнего). Они порой маскируют свои истинные намерения как бы рациональными соображениями: та или иная заповедь слишком трудна и т.д., но на самом деле главная цель — склонить нас к поступкам, противоречащим Воле Творца. Поэтому, чем важнее для человека исполнить какую-либо конкретную заповедь, тем с большим рвением силы зла стараются уверить его в обратном. Хотя то или иное предписание, быть может, на самом деле исполнить очень легко, это будет казаться очень сложным из-за коварных происков сил зла, которые прекрасно знают, насколько человеку важно выполнить данное предписание.

Теперь легко понять, как был соблазнен Адам. Силы зла, принявшие на сей раз облик Змея, знали, какими далеко идущими последствиями будет чреват этот первый грех, и поэтому прибегли к самым сильным и «убедительным» аргументам и, к сожалению, преуспели в этом.

Из этого мы можем извлечь следующий урок: многие считают, что евреи стали бы более набожными, если бы «бремя» законов Торы было облегчено и они сводились бы к соблюдению лишь нескольких простых законов. Эти люди, к сожалению, не понимают духовной «конструкции» еврея и цели сил зла: человеку была дана всего только одна заповедь, да и то лишь на три часа, но исполнить ее, тем не менее, ему оказалось не под силу.

Компромисс с законами Торы — не выход из положения. Человек должен понять, что он способен преодолеть внутренние силы зла и выполнить Волю Всевышнего.

Опубликовано: 15.09.2003 Поддержите сайт www.moshiach.ru
Читайте еще:
Ошибка в тексте? Выделите ее и нажмите Ctrl + Enter