СБП. Дни Мошиаха! 11 Нисана 5784 г., шестой день недели Мецора | 2024-04-18 20:14

11 Нисана —  день рождения Ребе Короля Мошиаха 

11 Нисана: день рождения Любавичского Ребе  Короля МошиахаДень рождения Ребе Короля Мошиаха
Делаем подарок Ребе  Королю Мошиаху к дню рождения 11 НисанаДелаем подарок Ребе к дню рождения
Когда праведник приходит в мир — отступают бедыКогда праведник приходит в мир — отступают беды
В день рождения Ребе Короля Мошиаха увеличивается удача всех евреев!В день рождения Ребе увеличивается удача всех евреев!

Знание и свобода выбора

И теперь, после того, как Всевышний дал нам возможность познать это, мы можем понять сказанное: «И Всевышний выразил сожаление, что создал человека», ведь Он сам отверг от себя знание о том, что человек будет совершать такие грехи.

Перевод:Моше-Залман Забродин 30.10.2022 1039 мин.

«И пожалел Всевышний о том, что создал человека на земле, и стало Ему скорбно» (Берейшит 6:6). Сказанному в этой строке можно дать объяснение на основании того, что написал РАМБАМ в пятой главе «Законов раскаяния»: «Способ знания вещей Всевышним отличается от способа, которым вещи познает человек. Знание человека отдельно от него, но Всевышний и Его знание являются одним целым. И невозможно это в полной мере постичь человеческим разумом. Действия же человека находятся в руках самого человека, и Всевышний дарует человеку свободу выбора, не склоняя человека к тому, чтобы тот поступил тем или иным образом».

РААВАД, да простит его Всевышний, проявил мало уважения (в своем примечании) к этим словам РАМБАМа, и он (РААВАД) пришел к выводу, что уж лучше сказать, что знание Всевышним будущего в некоторой степени подобно знанию будущего астрологами.

(РААВАД посчитал, что РАМБАМ не дал никакого ответа на поставленный вопрос, а только лишь сказал, что к ответу на этот вопрос прийти невозможно).

В этом вопросе правильными являются слова РАМБАМа. То, каким образом Всевышний знает вещи является непостижимым для человека. И кто подобен Ему, чтобы на его примере мы смогли постичь образ знания Им вещей?

Позволь мне объяснить тебе, что имеет в виду РАМБАМ.

Всевышний, когда хочет, может отменить свое знание и принять решение не знать того, чего Он хочет не знать. Человеку же не под силу, чтобы он приобрел некое знание и в то же время им не обладал.

Как раз это и имеет в виду РАМБАМ, когда говорит, что человек не в состоянии постичь (природу знания Всевышним вещей), ведь мы не можем полностью понять как может быть такое, чтобы Всевышний что-либо знал, и в то же время это знание было убрано из его сущностного знания вещей, и об этом сказано («Бамидбар» 23:21): «Не увидел Он греха в Яакове и провинности в Израиле».

Таким образом ты видишь, что когда Всевышний желает, Он может решить не знать того, что Он знает, несмотря на то, что Его знание является частью Его самого, в отличие от человеческого знания, ведь знание человека находится вне человека, то есть является приобретенным, и невозможно сказать, что если Всевышний воздержится от фокусировки на том, что Он знает, Он этого знать не будет, поскольку Он и Его знание, как пишет РАМБАМ — одно целое, и чтобы что-либо знать, Ему не нужно фокусироваться на этом, ведь только если бы знание Всевышнего было внешним по отношению к Нему, как это в случае со знанием человека, только тогда мы могли бы сказать, что если Он не фокусируется на некоей информации, Он ее не знает. Не так дело обстоит со Всевышним.

И тем не менее, у Него есть качество, благодаря которому Он может захотеть чего-либо не знать, как сказано: «Не увидел он греха в Яакове».

Теперь, после того, как мы объяснили это, мы можем дать ответ на вопрос, который был поставлен вначале.

Когда Всевышний сотворил мир, Он пожелал не знать о будущих грехах человечества, и этому есть две причины:

1. Всевышний благ, и в силу этого не желает без надобности смотреть на мерзости (то есть знать о них). Однако одной лишь этой причины недостаточно, поскольку при сотворении человека Ему нужно было знать об этом, чтобы понимать, как поступить (создавать человека или не создавать), и какие у Его действий будут последствия, поэтому существует и вторая причина.

2. Не желая знать о будущих грехах злодеев, Всевышний поступил очень мудро, лишив их возможности заявить, что сам факт знания Всевышним об их грехах обязывает их эти грехи совершать, то есть (они могли бы сказать, что) раз Всевышний знал наперед, что некто совершит злодеяние, сам факт этого знания обязывает к таким действиям со стороны этого человека, хотя Всевышний и не предопределил, что именно так должно произойти. В таком случае нельзя было бы говорить о наказании злодеев, поскольку их злодеяния проистекали бы не от их свободы выбора.

И если бы было так, и страх перед наказанием отсутствовал, то страх перед чем препятствовал бы злодеям совершать злодеяния?

Чтобы так не произошло, Всевышний и удержал от себя знание об их злодеяниях.

Однако знание о будущих добрых делах праведников Всевышний от себя не отстранил. Наоборот, это знание доставляет Ему радость, и поэтому мир и был сотворён, как сказано («Берейшит» 1:31): «И увидел Всесильный все, что он сделал, и вот это было очень хорошо».

(Имеется в виду, что Он увидел добрые дела, которые совершат праведники в будущем).

Если же ты спросишь, что если Всевышний при сотворении мира не смотрел на будущие злодеяния грешников, то как Он ввел систему наказания для тех, кто творит беззаконие, ответ на это заключается в том, что Он установил общую систему наказания для тех, кто будет совершать злодеяния и бунтовать против Него.

(Всевышний знал, что злодеяния будут иметь место быть, но Он отстранился от знания того, какое конкретно нарушение совершит отдельно взятый человек.)

Также необходимо отметить в отношении праведников, что невозможно заявить, что знание Всевышнего об их будущих добрых делах приводит к тому, чтобы они автоматически их совершали. Такого рода заявление касается лишения праведников награды (за свои добрые дела), но кто может воспрепятствовать Всевышнему наградить человека, и кто будет делать такое требование против собственной награды?

Не так дело обстоит со злодеями, требование которых преследует цель освободить их от наказания. Поэтому Всевышний проявил в этом деле осторожность и не дал им возможность сделать такое требование.

(Сделал Он это тем, что устранил свое знание об их будущих проступках).

И невозможно сказать в отношении злодеев, что они бы не грешили если бы Всевышний посмотрел на их будущее и избрал «увидеть» так, что они будут праведниками, поскольку в своих действиях они руководствуются своей свободой выбора, которая была им дана, и по своему желанию выбирают зло и отвергают добро.

И теперь, после того, как Всевышний дал нам возможность познать это, мы можем понять сказанное: «И Всевышний выразил сожаление, что создал человека», ведь Он сам отверг от себя знание о том, что человек будет совершать такие грехи.

(Имеется в виду, что именно в смысле аспекта добровольного «незнания» Всевышнего можно описать его подход к сложившейся ситуации как сожаление о создании человека).

Комментарии: 0 Поддержите сайт
Читайте еще:
Ошибка в тексте? Выделите ее и
нажмите Ctrl + Enter