В 28-м предложении своей 5-й главы книга «Берейшит» делает странное отступление от уже сложившегося паттерна. До сих пор, рассказывая о смене поколений, Тора сообщала, что такой-то родил такого-то (скажем, Метушелах Лемеха). Но вот вдруг новый пассаж: «И прожил Лемех сто лет и восемьдесят два года, и породил он сына. И нарек ему имя Hoax».
Как мы видим, тут сначала сказано просто про сына, и только затем обозначено дополнительное действие — наречение имени. Почему?
Мидраши сообщают, что это связано с боязнью отца и дедушки за новорожденного ребенка: Метушелах был пророком и точно знал, что взбешенное вестью о потопе поколение грешников захочет извести его внука либо физически, либо колдовством.
Зачем? Чтобы предотвратить потоп, естественно: Б-г же не может уничтожить все человечество и не оставить праведное семя для дальнейшего заселения земли. А если избранника нет, то и потопа нет. Так они должны были рассуждать, по мнению Метушелаха, и так и рассуждали в действительности.
Но при чем все-таки здесь имя? А при том, что черная магия бессильна без точного знания букв имени своего объекта. Поэтому-то Лемех имя сына скрывал.
Но ведь скрывал только поначалу — скажете вы. Потом ведь четко написано: и нарек ему имя Ноах. Четко, да нечетко.
Мидраши сообщают, что Ноах — это лишь обрубок истинного имени нашего героя. Две буквы из середины. А первая и последняя так и остались в секрете.
Говорят, что Метушелах заклял внука никогда не разглашать, как его по-настоящему зовут. И только благодаря его собственному избранному сыну Шему (что, кстати, переводится как «Имя», и это, конечно, тоже не просто так) и далее целой цепочки доверенных лиц из его потомков эта тайна дошла до нас.
Итак: все четыре буквы в искомом слове таковы: «мем», «нун», «хет» и «мем» = Менахем. Потому что спасителя могут звать только так.

А еще этот Менахем очень переживал, что человечество исправить ему не удалось. Но Б-г его утешил: в этот раз и не могло получиться. И даже когда ты станешь Моше, не выйдет до конца. Но уж Мошиахом-то ты свое наверстаешь. Как сказано: «Тогда Я вложу в уста всех народов ясные речи, и станут люди призывать Имя Б-га и будут служить Ему все вместе» (Цфанья 3:9). Амен!