Сказано в нашей главе Торы («Микец» 41:14): «И послал фараон и призвал Йосефа. И поспешили вывести его из ямы, и он остригся и переменил одежды свои, и предстал он перед фараоном». Слова «И остригся» РАШИ комментирует следующим образом: «Из уважения к царю».
То есть, когда позвали Йосефа и вывели его из ямы, чтобы привести в дом фараона, Тора нам рассказывает, что Йосеф постригся и сменил свою одежду, а РАШИ говорит нам, что стрижка совершалась изза уважения к фараону.
Ребе Король Мошиах спрашивает: для чего Йосеф поменял свою одежду, ведь это действие он совершил также для того, чтобы проявить уважение к фараону? Но почему РАШИ не пишет о том, что смена одежды совершалась по этой же причине?
Ребе объясняет так:
Когда человека зовут к фараону, да еще и срочно, как позвали Йосефа («И поспешили вывести его из ямы»), ему нужно проявить максимальную расторопность. Некрасиво и некультурно заставлять ждать фараона или его слуг. И еще, человек, заставляющий себя ждать фараона, может быть обвинен в бунте против власти, потому-что он не торопится прийти на вызов.
РАШИ пишет, что Йосеф не боялся задержаться для того, чтобы постричься, и здесь не вызывает удивление поведение Йосефа, так как его опоздание и задержка были вызваны подготовкой и его желанием появиться перед фараоном в наилучшей форме. Поэтому он не считался бунтующим против власти.
В тюрьме принято одевать на заключенных одинаковую форму, люди в том месте не носят свою одежды. Каждый раз, когда заключенный выходит из тюрьмы, даже если этот выход временный, в любом случае он снимает свою тюремную форму и одевает обычную одежду.
Когда Йосеф вышел из тюрьмы, ему нужно было переодеться в любом случае, не важно куда он шел. Переодевание не обязательно показывает на проявление уважения к фараону.
Стрижка, по сравнению с переодеванием, не является для заключенных запрещенным действием; иногда они стригут себе волосы. При выходе из тюрьмы Йосеф должен был поменять форму заключенного, которую он носил, но он не должен был стричься, ведь иногда он стригся, пребывая в тюрьме. А эта его стрижка была совершена специально ради оказания уважения фараону.
Более того, переодевание было обязательным, чтобы предотвратить проявление неуважения к фараону, но стрижка не делалась с целью предотвратить проявление неуважения, а наоборот, чтобы увеличить уважение. Поэтому РАШИ подчеркивает в своем комментарии стрижку как проявление уважения и не обращает внимания на смену одежды.