16 Тишрея 5782 года, четвертый день недели, гл. Браха

Нисхождение души

Братья Йосефа были пастухами. Они были изолированы от мира, чтобы мир им не мешал. Но Йосеф стоял на такой ступени, что был в состоянии находиться в мире, в самой гуще дел этого мира, быть властителем Египта

4662 (0)
Нисхождение души
Братья Йосефа были пастухами. Они были изолированы от мира.

В главе Торы «Микец» содержится намек на то, что именно пройдя галут, приходят к восхождению. Йосеф дал своему младшему сыну имя Эфраим, желая этим сказать: «Б-г сделал меня плодородным («ифрани») в стране бедности моей». Именно вследствие пребывания в «стране бедности» Йосеф достиг разрастания, плодородности.

Йосеф стоял на очень высоком уровне. Как объясняется, он был наказан за то, что он обратился к естественным средствам, хотя сам он был намного выше того (и не должен был этого делать). Подобное делал и Яаков, но в его случае это было оправдано, так как Яаков был связан с уровнем, представляющим обычный процесс развития вещей. У Яакова зародилось опасение, что, возможно, какой-нибудь грех может стать причиной нежелательного, поэтому он должен был обратиться к естественным средствам, связанным с природой. Но Йосеф, «высший праведник», при своем высоком уровне не должен был прибегать к помощи естественного.

К стиху «И узнал Йосеф своих братьев, а они его не узнали» есть такое объяснение: главы племен (братья Йосефа), а также и праотцы, были пастухами. Они были изолированы от мира, чтобы мир им не мешал. Но Йосеф стоял на такой ступени, что был в состоянии находиться в мире, в самой гуще дел этого мира, быть властителем Египта, о нем сказано: «Без тебя никто не поднимет ни руки своей, ни ноги своей». Так как в Писании всегда имеется в виду буквальный смысл, это означает, что египтянин, который хотел носить оружие и т.п., должен был обратиться к Йосефу за разрешением. И даже занимаясь всем этим, Йосеф был во всей полноте своей привержен Б-гу. Но несмотря на свой столь высокий духовный уровень, Йосеф достиг «плодородности» тем, что «находился в стране бедности своей».

В этом рассказе о Йосефе содержится указание для всех евреев: душа низошла и облеклась в тело и вообще вступила в наш мир, да еще и ушла в изгнание не ради страданий — есть в этом особый смысл. «Нисхождение миров от ступени к ступени происходит не ради высших миров, ведь для этих миров такое нисхождение — лишь удаление от Света Лица Его, благословен Он. Это нисхождение происходит единственно ради нашего нижнего мира», так как в этом мире раскрывается сила Его Сущности. Но и в этом мире до египетского изгнания невозможно было получить Тору. Только пройдя через «железное горнило» изгнания в Египте, евреи стали «сосудами», способными к получению Торы, по словам наших мудрецов «Евреи получили Тору потому, что они спустились в Египет и были порабощены фараоном».

Опубликовано: 21.12.2003

Поддержите сайт www.moshiach.ru
Читайте еще:
Ошибка в тексте? Выделите ее и нажмите Ctrl + Enter