СБП. Дни Мошиаха! 21 Швата 5785 г., четвертый день недели Мишпатим | 2025-02-19 12:49

22 Швата — начало нового периода

22 Швата 5748 г. началась последняя стадия подготовки мира к ОсвобождениюПоследняя стадия подготовки мира к Освобождению
Сделайте пожертвование в память о ребецн Хая-МушкеСделайте пожертвование в память о ребецн Хая-Мушке
О ребецн Хая-Мушке…О ребецн Хая-Мушке…
22 Швата  5748 года: исталкут ребецн Хая-Мушки22 Швата 5748 года: исталкут ребецн Хая-Мушки

«Чаша спасения» будущего Освобождения

Эта иерархия власти действительна только в настоящее время, но с приходом Мошиаха роли поменяются местами, и Давид будет подниматься все выше и выше, и он станет тем, кто одаривает всех, включая Йосефа.

Перевод:Д. Беляев 16.12.2024 0 345 мин.

Начнем с шутки. Зачем жених разбивает бокал под свадебным балдахином? Чтобы научить свою жену, что произойдет, если он будет мыть посуду…

Недельная глава «Микейц», рассказывает историю Йосефа, который внезапно превращается из ничтожного пленника во второго помощника фараона. В конце недельной главы, после того как Йосеф усложняет жизнь своим братьям различными вопросами и допросами, заставляя их привести к нему своего младшего брата Биньямина, мы читаем историю о серебряном кубке. Йосеф просит управляющего своим домом подставить Биньямина в преступном деянии. Тот делает вид, что его личный серебряный кубок украден, один из слуг Йосефа проводит «заранее намеченный обыск» в сумках братьев, и, к их шоку, таинственный кубок «обнаруживается» в сумке Биньямина, из чего делается прямой вывод, что он его «украл».

Как известно, каждая деталь в Торе невероятно точна, и из нее можно извлечь моральный урок и наставление в служении Б-гу. Каково же духовное значение кубка? Ведь речь идет не о кубке Лиги чемпионов и даже не о кубке чемпионата Египта по футболу, так что же мы должны извлечь из этого кубка? И, что еще важнее, какая связь между кубком и истинным и полным Освобождением?

Всем известно, что в Дни Мошиаха нас ожидает праздничная трапеза с богатым мясом и превосходным вином, причем мясные деликатесы будут из дикого быка, а вино — из винограда, сохранившегося с самого начала творения. В конце трапезы все присутствующие должны будут прочесть благословение после еды.

Талмуд рассказывает, что произойдет перед этим («Псахим» 119б): «После еды и питья они дадут Аврааму чашу, чтобы произнести над ней благословение, и он скажет им: „Я не буду произносить благословение, потому что от меня произошел Ишмаэль“. Они скажут Ицхаку: „Возьми и произнеси“, а он скажет им: „Я не буду благословлять, потому что от меня произошел Эсав“. Они скажут Яакову: „Возьми и прочти“, а он скажет им: „Я не произнесу благословение, потому что я женился на двух сестрах при их жизни, что Тора впоследствии запретит“. Они скажут Моше: „Возьми и прочти“, — а он скажет им: „Я не буду произносить благословение, потому что я не заслужил вхождения в Землю Израиля ни при жизни, ни после смерти“. Они скажут Йеошуа: „Возьми и прочти“, — а он скажет им: „Я не буду произносить благословение, потому что не заслужил сына“. Они скажут Давиду: „Возьми и произнеси“, а он ответит: „Я произнесу благословение, и мне подобает благословлять“, как сказано (Псалмы 116:13): „Я подниму чашу спасения и призову имя Г-спода“».

Та самая чаша, которую Давиду суждено держать в руке и читать над ней благословение после еды, упоминается и в другом месте («Йома» 76а), где Талмуд добавляет описание размеров этой чаши. Говорится, что в чаше будет 221 лог, что по сегодняшним меркам составляет около 75 литров! Талмуд учит это из известного стиха в Псалмах (23:5) «Чаша моя переполняется [ревайя]», а «ревайя» в гематрии равна 221, что означает, что «моя чаша», чаша короля Давида в будущем, будет «ревайя» размером в 221 лог — это действительно очень вместительная чаша!

В хасидском учении мы находим особую связь между кубком Йосефа и гигантской чашей Давида. Цемах-Цедек анализирует сходства и различия между кубком и чашей, основываясь на библейских стихах, библейских комментаторах и, в заключение, на источниках в каббале. Из его слов следует, что кубок на самом деле больше похож на бутылку, сосуд, в котором вино приносят к столу и из которого потом разливают в меньшие чаши.

В духовном смысле значение разницы между кубком и чашей проистекает из разницы между душами Йосефа и Давида. Йосеф символизирует сферу Йесод, суть которой — влияние, отдача и расширение, а Давид — сферу Малхут. Роль Йосефа как второго помощника египетского фараона заключалась в том, чтобы даровать жизнь (пищу и пропитание) египтянам и всему миру. Он был главным кормильцем всего человечества в тот период, что проистекало из его духовного корня, сферы Йесод, суть которой — божественное излучение на все миры и их творения.

Поэтому Йосеф, сфера Йесод, держит в руках кубок, гигантскую бутыль, через которую он «вливает» божественную жизненную силу тому, кто в ней нуждается. В его руках сила духовного влияния, и именно он может наполнить пустую чашу Давида, сферы Малхут, у которой, как известно, «нет ничего своего». Это не просто мистический вопрос, он укоренен в простоте текста. Йосеф действительно контролировал всю еду в мире, а сыновья Яакова, включая Йеуду (предка Давида, который также символизирует сферу Малхут), должны были умолять его получить немного еды.

Согласно этому Цемах-Цедек объясняет, что корень слова «кубок» [гавия] происходит от слова «высокий» [гавоа], аналогичного слову «холм» [гива]. Йосеф стоит на высоком духовном уровне, и с него он обладает властью и способностью влиять на всех, давать и обеспечивать их потребности.

Эта иерархия власти действительна только в настоящее время, но с приходом Мошиаха роли поменяются местами, и Давид будет подниматься все выше и выше, и он станет тем, кто одаривает всех, включая Йосефа. Это иерархическое изменение выражено в огромной чаше Давида. Сейчас чаша Давида считается «пустой», у нее нет собственной силы, и она «жаждет» любого божественного откровения, которое она может получить из желанного «кубка» Йосефа. Однако в будущем «чаша моя полна» — чаша Давида будет насыщена божественным потоком, ей не нужно будет получать из другого источника, а наоборот, она будет давать изобилие добра всем. Поэтому мудрецы преувеличили размер этой таинственной чаши; они хотели подчеркнуть и выделить то огромное изобилие, которое Мошиах сможет дать миру, как в материальном, так и в духовном плане. Ведь тот, кто держит в руках 75-ти литровую чашу превосходного вина, не просит одолжить банку колы или бутылку пива…

Но почему именно 221 лог? В чем внутренний смысл этого непомерного числа?

221 — гематрия слова «длинный» [эрех] — это намек на раскрытие атрибута «долготерпения» Всевышнего [эрех апаим], бесконечного сострадания Творца мира, выраженного в 13 атрибутах милосердия, одним из которых является атрибут «эрех апаим». В духовной терминологии это намекает на уровень «Арих Анпин» (арамейский перевод «долготерпеливый» или «длиннолицый»), который, согласно каббале и хасидизму, символизирует сокровенный аспект короны, уровень, который никогда не был раскрыт и которому суждено раскрыться только с приходом Мошиаха.

В заключение мы расскажем хасидскую историю о другой разновидности большой чашки — хасидском стакане водки, который сближает даже самых далеких людей.

Рав Шмуэль Прус был арестован, судим и отправлен на десять лет на принудительные работы в Сибирь, расположенную в Азии, за тысячи километров от центра России. С ним были еще два хасида ХАБАДа, осужденные за аналогичные «преступления».

Его направили работать на ткацкую фабрику, и он должен был по двенадцать часов управлять тяжелыми станками, что требовало много сил. Климатические условия были суровыми, а питание очень ограниченным. В лагере он познакомился с грузинским евреем по имени Авраам, который был сильным и бесстрашным человеком и считался непризнанным лидером заключенных в лагере. Несмотря на значительные различия в характере и происхождении, между мужественным Авраамом и хасидом равом Шмуэлем возникла связь.

Перед праздником Суккот рав Шмуэль и его друзья были озабочены: как им выполнить заповедь о проживании в шалаше? Рав Шмуэль доверился Аврааму, и тот позаботился об остальном. Он позвал нескольких своих последователей, и за одну ночь рядом с окном рабочей комнаты Авраама был возведен небольшой, но кошерный шалаш. Наступила ночь праздника. Рав Шмуэль и его друзья собрались в шалаше.

Авраам ждал их там, счастливый и полный удовлетворения от своей работы. «Что теперь?» — спросил он. «В праздник мы делаем кидуш», — сказал рав Шмуэль.

Авраам принялся за работу, и через короткое время на столе появились бутылка водки, маринованная рыба и вареный картофель. Настроение в сукке было приподнятым. Рав Шмуэль произнес кидуш над большим стаканом водки, и они втроем приступили к праздничной трапезе. Постепенно собравшиеся забыли, где находятся, и разразились радостным пением.

Вдруг у входа в сукку появился старший офицер. «Ага! — закричал он в гневе. — На этот раз я поймал вас!» Внезапно пение отдыхающих прекратилось. Двое друзей смотрели на офицера, с тревогой ожидая, что будет дальше, а рав Шмуэль, уже изрядно выпивший, совершенно не замечал серьезности ситуации.

«Товарищ офицер, — радостно позвал он, — идите сюда и сделайте кидуш! Вы, конечно, знаете, что сегодня праздник Суккот». Он налил водку в стакан до краев и протянул его изумленному офицеру. Одной рукой он держал полный стакан, а другой тепло похлопывал офицера по спине. Русский офицер протянул руку к полному стакану, поднес его ко рту и с помощью р. Шмуэля произнес благословение и выпил водку до последней капли.

Напиток начал действовать. Гнев исчез из глаз офицера. Он начал рассказывать хасидам историю своей жизни, что он сам еврей, который учился в хедере, а затем в йешиве, но из-за коммунистического правительства оказался там, где оказался.

«Я помню, — взволнованно сказал он, — что у моего отца была такой же шалаш, только немного больше». Через несколько минут офицер оправился от последствий выпитого. Он поднялся на ноги и сказал: «А теперь покиньте шалаш и ложитесь спать. Если они обнаружат, что я праздную вместе с вами, то арестуют и меня…»

Комментарии: 0 Поддержите сайт
Читайте еще:
Ошибка? Выделите ее и нажмите Ctrl + Enter