СБП. Дни Мошиаха! 19 Адара II 5784 г., шестой день недели Цав | 2024-03-29 08:46

Йосеф, его братья и отец: три сюжета

Вчерашний миллионер может разориться по желанию Всевышнего, вчерашний здоровяк может безвременно покинуть нас и, наоборот — раб-заключенный становится на вершине пирамиды египетской власти. Значит взлеты и падения людей организует тоже Всевышний?

7415 (6) мин.

В каждой главе для нас заложены какие-то уроки, если мы относимся к Торе как к «Книге о вкусной и здоровой жизни». Давайте постараемся извлечь максимальное количество уроков, для нас, современных людей.

Глава «Микец» начинается довольно странно — «по прошествии 2-х лет»… о чем здесь речь, о каких 2-х годах? При внимательном рассмотрении, мы видим, что глава содержит 3 основные сюжетные линии с главным героем в каждой и общим контекстом для всех 3-х сюжетов.

Первая линия — Йосеф и его приключения на египетской земле.

Йосеф проводит на египетских нарах 12 лет, проявляя себя в качестве прекрасного и добросовестного работника на любом поприще. При этом, он полон оптимизма и позитива, о чем говорит его встреча с 2-мя министрами, попавшими в тюрьму за свои прегрешения при дворе. Утром, войдя в их камеру, Йосеф вопрошает: «А чего вы, ребята, такие грустные?», словно встреча произошла не в тюрьме, а под пальмами, на пляжах острова Гаити.

Затем, мы помним как Йосеф прочитал сны министров и вскоре одного из них повесили. А другого вернули во двор, в точности по сценарию «от Йосефа». Так вот, тому министру вина и алкоголя, которого вернули во двор, Йосеф шепнул напоследок: «напомни там обо мне и выведи меня отсюда». Два слова — два дополнительных года отсидки. Не понравилось Всевышнему, что Йосеф решил вверить свою судьбу в чьи-то руки, кроме Него и поставил себя в зависимость от какого-то чинуши.

Нам 1-й урок, мы иногда говорим кому-либо — все зависит от тебя, ты — мое спасение, я в твоих руках. Теперь мы запомнили — каждое слово просьбы человеку — еще год отсидки. Для обычного человека это может быть и правильно — идти по законам природы и логики — просить других помочь и т.д. Но для Йосифа, который выше многих праведников — нельзя идти этим путем простых людей.

Нам трудно поверить, что Творец, создав звезды, Галактику, Млечный путь, Землю и нас с вами, не пошел отдыхать, а продолжает свою творческую деятельность, и даже активно вмешивается в нашу частную, приватную жизнь.

Нам урок — на примере Йосефа, в одночасье, простившимся с нарами и ставшим премьер-министром в этой же стране. Значит взлеты и падения людей организует тоже Всевышний? То есть, вчерашний миллионер может разориться по желанию Всевышнего, вчерашний здоровяк может безвременно покинуть нас и, наоборот — раб-заключенный становится на вершине пирамиды египетской власти, так же и больной человек, может неожиданно выздороветь.

Итак, истекли два добавочных года для Йосефа и именно в этот момент, фараон видит странные сны, которые почему-то никто не может разгадать. Нам-то понятно к чему все это ведет — Всевышний оставил разгадку Йосефу, с которой тот чудесным образом справляется. Не странно ли, что фараон поверил разгадке Йосефа (как представляет его алкогольный министр — Йосеф — молодой пацан, к тому же раб, а кроме всего прочего — он же вообще, еврей), а не своим проверенным и опытным специалистам по черной магии (помним, что Египет славился колдунами и магами). И опять рука Всевышнего везде — фараону в конце сна виделись разгадки, но он, как и мы, наутро не можем ухватить эту «ускользающую» нить сна. А Йосеф очень четко и скрупулезно подправлял содержание сна фараона, слушая его рассказ (как будто спали на одной подушке), а затем и напомнил ту разгадку снов, которую фараон видел самолично.

Именно поэтому у фараона не было ни секунды сомнения, что Йосеф получил не только информацию о его сне свыше, но оттуда же был получен и бизнес-план по выводу страны из предстоящих голода и разрухи, а значит именно Йосеф и выручит Египет. Фараону осталось только подписать приказ и вручить царскую печатку Йосефу.

Исключительно для любителей истории как науки — из книги советского ученого Перепелкина А.Я., о котором, академик Струве отзывался, как об одном из лучших и виднейших знатоков-египтологов, с владением всеми необходимыми для этого языками. В его книге по истории Египта описан высочайшего, государственного уровня чиновник, который ввел массу серьезных экономических реформ, ввел монотеизм, с именем божества — АТОН (не перекликается ли с АДОН ?) и чью могилу не могут найти до сих пор (гроб с телом Йосефа вывезли из Египта). Совпало?

Вторая сюжетная линия — приключения братьев Йосефа.

Братья мотаются между Египтом и Кнааном по приказу отца Яакова и занимаясь снабжением семей продовольствием. А что случилось? А Всевышний опять показывает свою руку и устраивает голод везде. Как это происходит? Мы знаем, что каждым народом командует ангел-генерал и все они подчиняются Всевышнему-Маршалу. Один только маленький народ не подчинен никакому ангелу, а напрямую Маршалу, угадайте же кто этот народ…

Итак, Маршал собирает генштаб ангелов и дает указание — с сегодняшнего дня начинам голод в таких-то странах и генералам вручается список этих стран. Они «отдают под козыреек» и идут «организовывать» голод. Точно так же Маршал говорит — «в такой-то стране организуй-ка, дружочек, падение курса доллара, а в такой-то падение цен на нефть…»

Итак везде голод, кроме Египта (почему-то!), братья идут за зерном и попадают в ловушки, умело расставленные Йосефом. Их всех приводят к нему и… они кланяются. Первый сон Йосефа воплотился в явь. И здесь разворачиваются непонятные вещи, если мы видим только поверхностный, ну чисто литературный уровень. Йосеф начинает мстить братьям довольно изобретательно, изощренно и жестко. Давайте вспомним прошлые события — Йосеф — ябеда, «стучал» на братьев в органы, за это они хотели его убить, передумали — бросили в яму, а затем и продали недорого, теперь он им мстит. В общем не братья, а какая-то банда…

И вот здесь очередной урок — если я вижу массу противоречий и непонятностей в Торе, что это значит? Это значит, что я еще и не подошел к началу изучению Торы и даже не понял, для чего она существует. А вот если я скажу — что чего-то не понял я — о, тогда есть шанс проникнуться ее мудростью с течением времени.

Йосеф же не просто мстит (по-нашему мнению), он помогает братьям пройти очищение через страдания. Искупить свою вину перед Йосефом и перед Всевышним. Посмотрим как братья реагирует на все сюрпризы «от Йосефа», обнаружив деньги в сумках — «что это Б-г нам сделал?» они умеют видеть руку Всевышнего везде и во всем, они не обвиняют никого… — нам очередной урок…

Братья должны продемонстрировать истинно братскую любовь и готовность растерзать любого за своего брата, как они это уже сделали за свою сестру в Шхеме. Эта линия продолжится в следующей главе «Ваигаш».

А мы перейдем к третьей сюжетной линии — наш праотец Яаков и его восприятие происходящего.

Яаков потерял любимого сына Йосефа и все годы не имеет никаких известий о нем. Затем братья идут в Египет за зерном и после небольшого конфликта, специально затеянного Йосефом, они теряют Шимона. Вернувшись к отцу, братья ставят его перед фактом — отец ты уже потерял 2 сыновей, а теперь надо отдавать и Биньямина. На нашем уровне простого понимания, мы, конечно же, можем проникнуться элементарным человеческим сочувствием к отцу, потерявшему сыновей. Но Тора — многоплановое и многоуровневое, как небоскреб, учение. Значит нужно искать за этими простыми фактами глубокие мысли и извлекать уроки, иначе мы напрасно тратим время.

Если одно и то же событие произошло уже второй раз — это явное предупреждение о чем-то. Зачем наступать на те же грабли? В математике есть правило 3-кратной повторяемости, что показывает на систематичность данного явления. В народе это называется правило 3-х «С» — Случайность, Совпадение, Система… На иврите есть термин «хазака», означающий 3-кратное повторение, ставшее системой. Надо извлекать уроки…

В прошлой главе «Вайешев» Йеуда отказался отдать младшего сына Шелу за невестку Тамар, а почему? Потому что умерли два первых ее мужа Эр и Онан. Зачем рисковать третьим? Уроки, уроки, уроки…

Но есть еще восприятие Божественного провидения праотцом Яаковом на уровне, о котором мы и подумать не могли. Яакову предначертано в Небесной канцелярии стать отцом нашего народа Израилем и иметь 12 колен — не больше и, заметьте, не меньше. Отсюда еще один повод для безутешного горя и переживания — еврей не выполняет свою задачу, поставленную самим Хозяином Вселенной, Создателем. А мы горюем-переживаем?

А теперь глобальная идея, стратегическая линия, связывающая все сюжетные линии воедино — Всевышний готовит нам очередной этап «взросления» — египетское рабство, после которого, он сделает нас народом «себе», вызволив нас из ужасных рабских условий.

Поэтому все события происходит с вектором, устремленным в сторону Египта, все перипетии с Йосефом, его братьями, их отцом и нами, читателями. чувствующими себя сопричастными ко всем вышеописанным событиям.

Опубликовано: 21.12.2009 Комментарии: 6
Темы: Яаков
Поддержите сайт
Читайте еще:
Ошибка в тексте? Выделите ее и
нажмите Ctrl + Enter