19 Хешвана 5782 года, второй день недели, гл. Хаей Сара

Разница между переносным шатром и Йерусалимским Храмом

И необходимо понять, по какой причине в Мишкане кедры были основным материалом в его строении, а прах был только лишь на полу Мишкана. А в Храме все наоборот — камни и прах были основой...

615 (0)
Перевод: Хаим Толочинский Источник: «Тора Ор» гл. «Ваигаш» 43г
Разница между переносным шатром и Йерусалимским Храмом
Храм

«И выступил к нему Йеуда и сказал: позволь, господин мой…». Сказано: «Балки домов наших — кедры». Необходимо понять разницу между Мишканом — переносным шатром и вечной обителью — Иерусалимским Храмом. Мишкан состоял из кедра, как сказано «Деревья кедра стоящие», а покрытиями служили полотнища из козьей шерсти шкур баранов и тахашим и т.д., а Храм был создан именно из камней и праха — земли (поскольку в Храме запрещено размещать выступающее наружу дерево, см. РАМБАМ «Законы Храма» гл. 1, «Сефер Хинух» зап. 492). Только лишь детали внутренних конструкций крыши храмового дворца были из дерева.

И необходимо понять, по какой причине в Мишкане кедры были основным материалом в его строении, а прах был только лишь на полу Мишкана. А в Храме все наоборот — камни и прах были основой, что даже крыша состояла из них, а дерево было лишь в кедровых балках внутренних конструкций крыши, вторичным по отношению ко всему основному строению.

Идея заключается в следующем: как известно, в каждом мире существует четыре аспекта: минеральный мир, растительный мир, животный и «говорящий». Минеральный мир является более низкой ступенью, чем растительный мир, который, в свою очередь ниже животного, а самый высший — это «говорящий».

На первый взгляд непонятно: почему же тогда именно земля выпускает растения таким образом, что они растут, порождаются и распространяются из праха земли? Разве растения не выше минерального праха земли? Однако идея в том, что их нельзя однозначно сопоставить, поскольку, несмотря на то, что природа минералов ниже растительной, есть в ней преимущество, с точки зрения корня, который выше, чем у растений и животных.

Существует известный спор между мудрецами Мишны («Хагига» 12:1), когда один говорит, что были (сотворено) небеса прежде земли, как сказано: «В начале сотворения… неба и земли». Другой мудрец говорит, что земля была раньше, как сказано: «В день создания… земли и неба». Разрешение спора таково: «И то и это — слова Б-га живого», поскольку с точки зрения мысли — земля прежде, чем небеса, а когда Всевышний творил, Он сотворил небеса прежде земли.

Идея в том, что конец действия — в начале мысли, то есть земля, которая является концом (завершением) действия, поэтому ее корень в мысли в аспекте «начало мысли», а небеса, которые начало действия, то их корень в конце мысли, так как это является общим принципом, что конец действия поднимается до начала мысли. И поэтому растения выше минералов, а животные выше растений, поскольку это соответствует структуре ступеней в сотворении минеральной, растительной, животной и «говорящей» природы в мирах, когда растения выше минералов, животные выше растений и т.д., подобно тому, что «небеса (созданы) прежде земли». Тем не менее, с точки зрения их корня в первичной мысли — именно земля предшествует всему. Поэтому есть в ней сила и возможность вырастить растения с точки зрения ее возвышенного корня и поэтому растения и животные и «говорящий» (человек) получают от нее.

Итак, в Мишкане пока еще не присутствовала абсолютная цельность, поскольку он был только временным жилищем Всевышнего. Как сказано: «И буду прогуливаться в Шатре и Мишкане…». Поэтому он был устроен в соответствии с порядком структуры миров, как они были созданы в порядке, соответствующем принципу «небеса (созданы) прежде земли». И поэтому стены Мишкана были из бревен, аспект растительной природы. И только на полу Мишкана был прах.

В соответствии со структурой, когда растения выше минеральной природы, бревна были изготовлены из кедра, который растет очень высоко вверх, являясь высшим аспектом в растительной природе, несопоставимо высоко над минеральной природой, в которой нет аспекта добавления и роста вовсе. А покрытием Мишкана были полотнища из кож баранов и тахашим, аспект животного мира, находящегося на ступень выше, чем растительный мир. Поэтому полотнища, являющиеся аспектом «макиф» («окружающим»), были расстелены на стенках Мишкана, будучи аспектом животного мира, стоящего ступенью выше растений, из которых были изготовлены стенки Мишкана. Выходит, что все это было устроено в соответствии со структурой и ступенями последовательности сотворения миров сверху вниз, аспект «небеса (созданы) прежде земли».

Однако в Храме уже была достигнута абсолютная полнота, поскольку он являлся постоянным жилищем Всевышнему, как сказано: «Это покой Мой вовеки…», так как он был подобен будущему миру, тому, что будет в седьмом тысячелетии, когда будет «покой вечной жизни». Тогда поднимется «высшая земля», аспект «малхут» мира Ацилут, быть выше всех (сфирот). Как сказано: «Доблестная женщина — венец своему мужу», так как в будущем она («малхут) станет короной для «Зеэр Анпин» («Малый лик») мира Ацилут. То есть, со стороны своего корня, поскольку она возникла в первичной мысли изначально, «земля прежде небес». Поэтому в Храме, который подобен будущему миру, основой строения были камни и прах, аспект минеральной природы. Даже крыша и перекрытия, аспект «макиф» — «окружающий», были сделаны из камней и праха, а не из кедра, в соответствии с положением будущего, когда «земля прежде», «доблестная женщина — венец своему мужу», с точки зрения ее корня. И только детали конструкций крыши, балки из кедра, были в аспекте поддержки ее основному строению, изготовленному из минеральной природы, подобно идее «поддерживающих Тору».

И вот, также ясно виден этот аспект, что есть в земле особенное преимущество — это аспект «битуль» (самоустранение, отказ от себя), находящийся в ней, поскольку она «топчется» у всех под ногами, в отличие от растительной природы, которая растет вверх в высоту и (олицетворяет собой) возвышенность. И это самоустранение привлекается за счет ее возвышенного корня в мысли, поскольку мысль, «махшава» — «хашав МА» (МА — имя Всевышнего в мире Ацилут, олицетворяющее полное аннулирование Божественному свету, выражается также словом «ма» — «что?»), это абсолютное самоустранение, как сказал Моше-рабейну: «Мы что?» (в смысле «Мы — ничто»). И оттуда (из мысли) привлекается и одевается аспект самоустранения в землю. И по этой же причине в будущем она поднимется и станет «короной своему мужу», поэтому Храм был построен именно из камней.

[Поэтому сказано в Талмуде, что Кореш испортил — приказав смешать в строение Храма дерево: «Рядов кладки каменной — три, ряд из дерева — один», поскольку должно быть все из камня, по вышеуказанной причине. А в молитве — это аспект поклонов в Шмонэ-Эсре, «голос тонкой тишины». Аспект «молчащей» (минеральной) природы и буквы молитвы, являющиеся аспектом «минерального мира».] В отличие от Мишкана, который устроен в соответствии со структурой миров, как они устроены сейчас, когда аспект растительного мира выше минерального, «небеса прежде», поэтому стенки Мишкана были изготовлены из кедра, а прах был только у его подножия, как говорилось выше.

В этом и заключается идея Йосефа и Йеуды. Они также олицетворяют собой аспекты и ступени небес и земли, растительного мира и минеральной природы. Так как имя Йосеф происходит от выражения, означающего добавление и увеличение, что он прибавляется и продолжает увеличиваться в росте и возвышенности вверх — аспект растительной природы и особенно кедр, который растет, и продолжает расти все выше и выше вверх до самых высших ступеней. Как сказано: «Праведник как пальма расцветет, как кедр ливанский вознесется» (то есть аспект «Зеэр Анпин» — «Малый лик» мира Ацилут, называющийся «растением» по отношению к категории «малхут», называемой «минералом», как объясняется подробно в другом месте, что в эмоциях есть рост и увеличение, а буквы — аспект минеральной природы, в эмоциях же есть «великость» и «малость». Дерево иссоп и кедр, иссоп — аспект «малости», а кедр — «великости». А то, что сказано: «Кедр ливанский вознесется», — это Йосеф, категория «йесод», поднимающаяся до «даат», а «даат» — до «кетер», И когда поднимается все выше и выше, называется ливанским кедром). А Йеуда — это аспект земли — «малхут» мира Ацилут, аспект «минеральной природы» мира Ацилут. И поэтому Йеуда происходит от выражения «одаа» (признательность) и самоустранение — отказ от себя, самоустранение, поскольку в минеральном мире самоустранение присутствует с особой силой, см. выше.

И так с точки зрения последовательной структуры духовных миров сейчас Йосеф выше, чем Йеуда, ведь «малхут» получает влияние и жизненность от «Зеэр Анпин», по этой причине Йосеф был владыкой Египта, поскольку олицетворяя собой аспект роста, увеличения и возвышения — он давал пропитание всем и влиял на всех. Йеуда же был принимающим началом.

В этом и заключается смысл фразы: «И выступил к нему Йеуда и сказал, позволь мне мой господин» — то есть (с целью) привлечь к себе влияние от Йосефа-праведника, как говорится в книге «Зоар», что «и выступил» — это приближение одного мира к другому. То есть нижний мир, аспект «малхут» объединяется и выступает к высшему миру «Зеэр Анпин», чтобы принять от него влияние. Это подобно Мишкану, где растительный мир был выше минерального.

Однако в будущем поднимется Йеуда выше аспекта Йосеф, как сказано: «Доблестная женщина — венец своему мужу», то есть, с точки зрения своего корня, возникшего в начале мысли. Поскольку мысль — махшава, — это «хашав МА», то есть, абсолютное самоустранение, аспект «хохма» — мудрость мира Ацилут, «сила МА». Сказано: «Отец основывает дочь», — высшая мудрость называется «высший страх», нижняя мудрость — «малхут», называется «нижний страх». То есть, смысл фразы: «Отец основывает дочь», означает, что из аспекта «высшего страха» — мудрости — привлекается «малхут» — «нижний страх». А в будущем поднимется «нижний страх» в «высший страх», свой корень, поэтому будет тогда «корона венец мужу», поскольку самоустранение выше по уровню, чем любовь и трепет, эмоций происходящих от «хесед» и «гвура» (милосердия и строгости) «Зеэр Анпин». Поэтому также и сейчас присутствует в земле самоустранение в большей степени, как говорилось выше. И аспект самоустранения «высшего страха» — это аспект и ступень Моше-рабейну.

В этом и заключается смысл того, что написано в отрывке из пророка Йехезкеля, который читают после этой главы: «Возьми себе посох один, и напиши на нем: Йеуде. И возьми посох другой и напиши на нем: Йосеф, посох Эфраима… И приблизь их один к другому… вот Я беру посох Йосефа… и положу его к посоху Йеуды… И Давид, слуга Мой, — король их вовеки».

То есть сейчас Йосеф выше Йеуды и сравнивается с кедром, растущим ввысь, который увеличивается, и продолжает расти. Также и Йосеф, к которому относятся десять колен. Как сказано там: «…и колен Израиля, объединившихся с ним». Выходит он более многочисленный коленами, чем Йеуда. По этой причине он и называется Йосеф, поскольку это высший разум. Однако в будущем, когда они объединятся абсолютным и истинным единением, сказано: «И выступил к нему Йеуда», а также сказано у Йова: «Один к одному выступят», что будет в будущем, тогда поднимется Йеуда выше Йосефа, как говорилось выше «доблестная женщина — венец своему мужу». И поэтому тогда будет: «И Давид, слуга Мой, — король» над всем Израилем. В этом также заключается смысл того, что сказано: «И не смог Йосеф вытерпеть… при раскрытии Йосефа братьям…», то есть соединились Йосеф и Йеуда полным объединением и единством, быть едины в одном. (Смотри также в эссе: «И будет число сыновей Израиля», про идею «и соберутся сыновья Израиля и сыновья Йеуды вместе и один руководитель…»).

Из всего вышесказанного становится понятно то, о чем говорится в «Ликутей а-Шас» АРИЗАЛа, где приводится объяснение на высказывание Талмуда в разделе «Хелек»: «Схватил Всевышний Йоровама сына Невата и сказал ему: „Вернись (раскайся)“. Тот спросил: „Кто будет во главе?“ Всевышний ответил: „Сын Ишая“, а Йоровам сказал: „Если так, то я не хочу“».

Это точно та же идея, о чем говорилось выше, Всевышний хотел, чтобы Йеровам вернулся к Нему в раскаянии, тогда осветит его аспект и ступень Йосефа, аспект «посоха Эфраима». И Всевышний сказал ему: «Я, ты и сын Ишая будем (вместе) гулять в Ган Эдене», что осветит их аспект света Безграничного в величайшем раскрытии. Поэтому он спросил Всевышнего: «Кто во главе?», поскольку он хотел, чтобы было так, как сейчас, когда ступень Йосефа выше ступени Йеуды; он хотел быть во главе по отношению к Давиду. Но Всевышний сказал ему, что в будущем Йеуда поднимется, поэтому сын Ишая во главе, тогда сказал Йеровам: «Если так, то я не хочу», поскольку не было у него этого аспекта самоустранения и приниженности.

В этом и заключается смысл слов мудрецов: «Высокомерие Йоровама его погубило…». Подобно этому объясняется про идею разведчиков, что не было у них приниженности по отношению к «высшей земле», как они полагали, что не нуждаются в этом, будучи из «мужского мира», «все они мужи…».

Однако Йосеф-праведник и Йеуда объединятся в будущем абсолютным единством и станут едины в одном, как говорилось выше.

Опубликовано: 21.12.2020

Поддержите сайт www.moshiach.ru
Читайте еще:
Ошибка в тексте? Выделите ее и нажмите Ctrl + Enter