СБП. Дни Мошиаха! Сегодня 6 Тишрея 5783 года, суббота недели, гл. Ваейлех | 2022-10-01 05:01

Шауль сын Дины

Перечисляя детей Шимона, Тора упоминает Шауля, сына хананеянки. Возникает вопрос: кто это за таинственная хананеянка? РАШИ объясняет, что это была Дина, дочь Яакова...

5629 (2)
Источник: «Ликутей Сихот» том 5 беседа 1
стр. 228 прим. 2-3; стр. 229, прим. 9
Шауль сын Дины
Шауль сын Дины

Сказано в Торе («Ваигаш» 46:10): «А сыны Шимона: Йемуэль, и Йамин и Оад, и Йахин и Цохар, и Шауль, сын хананеянки».

Возникает вопрос: что это за таинственная хананеянка?

РАШИ объясняет это таким образом. Он цитирует слова «сын хаананеянки» и пишет: «Сын Дины, которой овладел хананеянин. Когда убили Шхема, Дина не соглашалась покинуть (город) до тех пор, пока Шимон не поклялся ей, что возьмет ее в жены».

Ребе Король Мошиах говорит, что здесь есть пять проблем, которые нужно разрешить:

1. Почему РАШИ цитирует в начальном предложении также слово «сын»? Ведь он объясняет только то, кем была хананеянка.

2. Откуда РАШИ знает, что речь идет о Дине, а не об обычной хананеянке?

3. Почему в Торе не сказано просто: «Шауль сын Дины»?

4. Как Шимон мог жениться на сестре по матери, ведь потомкам Ноаха разрешена в жены только сестра по отцу (см. РАШИ на «Вайера» 20:12)?

5. Зачем добавляет РАШИ слова: «Когда убили Шхема… что возьмет ее в жены»?

И Ребе Король Мошиах дает нам объяснение этого комментария на основании правил толкования комментариев РАШИ:

Оказывается, у РАШИ возникло два вопроса:

1. Слова «сын хананеянки», на первый взгляд, лишние, ведь относительно остальных сыновей Шимона (и также сыновей остальных колен) не упоминается имя матери.

2. Из того, что сказано «той хананеянки», а не просто «хананеянки» следует, что это была известная личность. Поэтому РАШИ объясняет

«Сын Дины, которой овладел хананеянин» — Тора сообщает, что она была матерью Шауля, чтобы проследить его происхождение до Яакова также и со стороны матери. Также понятно, почему сказано «той хананеянки», ведь всем было известно, что Дину осквернил Шхем.

(И на основании того, что пишет РАШИ выше («Вайешев» 37:35), что с сыновьями Яакова родились также сестры-близнецы, на которых они женились — нужно сказать, что так как очевидно, что дети Яакова не женились на хананеянках, а на сестрах, то нет необходимости подчеркивать эту деталь у остальных сыновей Шимона, а только в связи с Диной, которая упоминается несколько раз в Торе.

И на основании того, что объяснил там РАШИ, что дети Яакова женились на женщинах из Ханаана — нужно сказать, что не имеются в виду хананеянки в простом смысле слова и Тора упоминает ее, так как только она была из семьи Ханаана (а остальные жены сыновей Яакова были из других народов (и все они объединены под именем «хананеяне» — см. РАШИ на главу «Бо» 13:5)). И так как основной смысл термина «хананеянин», это принадлежащий к семи народам, откуда уже понятно, что это главный среди них, поэтому он был назван «Шауль, сын хананеянки»).

И Тора называет Дину «хананеянка», чтобы объяснить тот факт, что она была разрешена Шимону. Дина была в плену у Шхема, который был сыном «князя той земли» и «всех почтеннее в доме отца своего» (см. «Ваишлах» 34:2,19) и который обесчестил ее, так что она стала частью его владений. И поэтому у нее не было статуса сестры Шимона, так как у раба или рабыни нет родственных отношений — они являются собственностью своего хозяина (см. объяснение на слова РАШИ к главе «Вайеце» 31:50).

Но ведь после того, как Дина была освобождена из подчинения Шхему, она вернулась к своему первоначальному статусу, поэтому РАШИ продолжает:

«Когда убили Шхема, Дина не соглашалась покинуть (город) до тех пор, пока Шимон не поклялся ей, что возьмет ее в жены» — так как сама Дина обусловила свое освобождение от власти Шхема тем, что на ней женится Шимон, то ее освобождение произошло таким образом, что она осталась «хананеянка» и была разрешена Шимону.

Там же: «Сын Дины, которой овладел хананеянин».

Комментарий РАШИ здесь соответствует мнению рабби Йеуды, который считает, что «сестры-близнецы родились с каждым из сынов Яакова, и их они взяли в жены» (см. РАШИ к главе «Вайешев» 37:35), а не мнению рабби Нехемии, который считает, что «Из дочерей Кнаана были их жены».

Ведь тогда, по мнению рабби Нехемии, это противоречит простому смыслу, если сказать, что обо всех тех, кто был детьми хананеянок, Тора ничего не говорит, а именно Шауля, который был сыном дочери Яакова, называет «сын хананеянки», так как его мать была обесчещена хананеянином!

(И еще: в главе «Вайехи» (50:3) объясняет РАШИ, что Яаков наказал «ни одному из ваших сынов, рожденных дочерьми Ханаана» (и отделил всех детей колен (кроме Менаше и Эфраима) и как объясняет там РАШИ, что «И он определил для них места: трое с восточной стороны, и так же со (всех) четырех сторон») — тогда и Шауль был сыном хананеянки).

И причина этого (по мнению рабби Нехемии), что именно о Шауле сказано, что его мать была из Ханаана — нужно сказать, что только она была из семьи хананеянинов в буквальном смысле, и ведь так как суть определения «хананеянин» это один из семи народов (из чего следует, что это основа у них) и поэтому он был назван «сын хананеянки» (наподобие того, что пишет РАШИ в главе «Ваишлах» 36:3: «И она названа по его имени»).

(А жены остальных колен были из других семи народов. А то, что РАШИ пишет, что они были хананеянки, то это оттого, что «все они объединены (под именем) хананеяне» (РАШИ на главу «Бо» 13:5)).

Там же: «Сын Дины, которой овладел хананеянин».

Хотя о Шхеме сказано («Ваишлах» 34:2) «Шхем сын Хамора, хивиец» — ведь «все они объединены (под именем) хананеяне».

Опубликовано: 28.12.2011Комментарии: 2
Читайте еще:
Ошибка в тексте? Выделите ее и нажмите Ctrl + Enter