На этой неделе [декабрь 1968 г.] произошло такое событие, что до сих пор не знали, может ли это случится когда-нибудь: несколько человек облетели вокруг Луны, провели фотосъемку и возвратились назад на Землю в то время, когда они должны были приземлиться, и в том месте, где это было рассчитано.
Корабль «Аполлон-8» стартовал 21 декабря 1968 года, а 24 декабря он вышел на орбиту Луны, совершив первый в истории человечества пилотируемый облёт Луны.
Известно, что из всякой вещи, которую мы видим или о которой слышим, нужно извлекать урок в служении Всевышнему.
Это справедливо и относительно этого события: не следует относиться к нему только как к примеру достижения человеческого разума, ведь это может помешать служению Всевышнему и вызвать чувство, что человеческим силам все подвластно. Наоборот, еврей постоянно должен помнить, «перед Кем он стоит…», хотя он и видит пример величия человека… И нужно извлекать указание в служении Всевышнему до такой степени, что это должно привести к укреплению его веры, так как сейчас размышления о том, что «Как многочисленны творения Твои, Б-г!» и «Как велики творения Твои, Б-г!» могут быть на более высоком уровне.
Увеличивать в области святости
Среди заповедей Торы есть несколько видов: частные и общие. Среди общих есть указание «идти от силы к силе», относящееся ко всем заповедям при исполнении которых всегда должен быть подъем, увеличение в святости.
Проявление этой идеи мы наблюдаем в ханукальных светильниках, когда для выполнения заповеди наилучшим способом в первую ночь зажигают одну свечу, во вторую — две и так далее… Причина этого заключается в том, что так как еврей должен всегда подниматься вверх в своем духовном служении,
Возникает вопрос: зачем нужно прибавлять ежедневно в духовности?
И объяснение этому таково:
Материальность в мире постоянно увеличивается: к примеру, тело человека растет и изменяется со временем. Но раз это происходит в материальной сфере, то и духовность также должна увеличиваться. Таким образом можно нейтрализовать постоянно увеличивающуюся материальность.
На основании этого мы можем понять слова Талмуда о времени перед приходом Мошиаха, что… каждый день будет хуже предыдущего.
На первый взгляд непонятно: ведь Тора содержит в себе указания, так почему она рассказывает нам о вещах, в который на первый взгляд нет никаких указаний, особенно когда речь идет об отрицательных вещах — когда сообщают еврею, что завтра будет хуже, чем сегодня?
Но на основании вышесказанного становится понятно, что Тора хочет сообщить нам о постоянном увеличении стороны зла, для того, чтобы евреи прибавили также в области святости.
Отсюда понятно, что если нет прибавления, то в нашей жизни не только нет подъема, а есть спуск; невозможно устоять на одном месте, так как в противоположной святости стороне есть постоянное увеличение.
Это указание можно выучить из деталей полета на Луну:
Полет на Луну и микробы
Одним из вопросов во время подготовки полета был: как поступить с находящимися на космонавтах микробами?
И хотя до сих пор у них были микробы, но они не наносили ущерба и люди оставались здоровыми (ведь иначе их не послали бы в космос), так почему же вопрос возник сейчас? Дело в том, что когда люди попадут на новое место, невозможно знать, что будет там… И поэтому возможно, что им будет нанесен ущерб. Пока люди находились на Земле, микробы не причиняли им вреда, так как сторона добра преобладала, но когда они попадут в другую ситуацию с изменениями, им не хватит сил добра.
Отсюда мы видим, что когда есть изменения, то должен быть подъем также со стороны добра и то, что до сих пор этого добра хватало, не является доказательством: ведь при появлении изменений имеющегося в наличии добра будет недостаточно…
Многоступенчатая ракета
Есть еще одна деталь в этом событии из которой можно извлечь дополнительный урок:
Когда начали думать о полете, возник следующий вопрос: чтобы такая большая ракета смогла взлететь на огромную высоту, требуются мощные двигатели. С другой стороны, когда добавляют двигатели, вес ракеты увеличивается и требуется дополнительная мощность, а когда прибавляют еще двигателей, то общий вес снова увеличивается и все повторяется.
Тогда у конструкторов появилась идея — когда ракета достигнет нужной высоты и не будет необходимости в двигателях, они отделятся и упадут. Тогда вес ракеты уменьшится и не понадобится много сил и, соответственно, больше двигателей.
И вот указание из этого в служении Всевышнему, но сначала вопрос: Всевышний хочет, чтобы у еврея было превосходство формы над материей, тогда зачем Он дал человеку злое начало, ведь без него было бы гораздо легче?
И известно объяснение об этом: это нужно для того, чтобы для человека не было «бесплатного хлеба», а чтобы он добивался его своей работой; поэтому требуется наличие злого начала, с помощью которого осуществляется эта работа.
Если так, то зачем нужно такое большое и сильное злое начало... ведь Всевышний мог создать маленькое злое начало и при этом также было бы необходимо работать, чтобы не получать «бесплатного хлеба»?
Злое начало как противовес в движении
Но если мы хотим, чтобы доброе начало поднялось бы высоко, это возможно осуществить именно с помощью множества «двигателей» — то есть злого начала, нашего противника. И чем больше и тяжелее двигатели, можно взлететь выше. Это значит, что чем сильнее наше злое начало, ваш подъем будет еще сильнее, когда вы подавите его.
Возникает вопрос: как можно справиться с ним, если оно такое сильное?
И совет при этом таков: когда поработаете немного со злым началом, нужно отбросить ту часть, с которой работали.
Три способа в работе
Вообще, есть три способа в работе: 1. Подчинение злого начала. 2. Превращение его в добро. 3. Уничтожение его постами.
И вот, со стороны простого подчинения у еврея постоянно есть контакт со злым началом. Возможно, что в этот момент еврей не уступает злому началу и сдерживается, но это только временно…
Но когда он находится на уровне, что «нет у него злого начала, так как убил его постом», то человек «отбрасывает» часть злого начала и поэтому ему гораздо легче продолжать подъем.
И вот указание: хотя требуется злое начало для возможности подниматься выше, но после короткой работы с ним нужно выбросить ту часть, с которой работали, а после этого начать работу с другой его частью. При этом подъем будет осуществляться гораздо легче.
Не нужно читать газет!
С другой стороны, важно также напомнить, чтобы не подумали, что раз нужно извлекать урок в служении Всевышнему из всего увиденного и услышанного, то нужно читать газеты и знать обо всех этих вещах, чтобы извлекать из них урок в служении Всевышнему…
Ведь слова Баал-Шем-Това, что из всякой вещи нужно извлекать указание в служении, не значат, что нужно путешествовать по всем местам в мире, чтобы извлекать указание в служении, ведь еврей должен использовать каждую свободную минуту для изучения Торы… А имеется в виду, что если он уже услышал об этом, то тогда нужно извлекать из этого указание.
Но это не значит, что он должен читать газеты… а лучше бы их вообще не было. Есть люди, которые читают газеты и отлично разбираются не только в общих вопросах, но и во всех деталях, вплоть до того, что они знают имена (тех, кто полетел на Луну), имена их жен и число их детей… Поэтому утром они сразу слушает радио, после чего бегут скорее купить газету — а вдруг есть еще какие-то новые детали, о которых они раньше не слышали, после чего они снова садятся слушать радио…
А когда такой человек приходит в субботу в синагогу, он должен показать всем, что он не отсталый еврей, а современный человек, разбирающийся во всем. И поэтому он рассказывает об этом в синагоге в субботу, каждое мгновение которой свято. И он не только сам ведет себя праздно, но и побуждает к этому других…
И все это (указания из полета ракеты на Луну) не является легитимацией для тех, кто разбирается в этом, а наоборот, таких людей можно только пожалеть.
Но когда уже слышали об этом, то тогда можно извлечь указание в служении Всевышнему.
Два способа осуществления полета
Есть еще одна деталь из которой можно извлечь дополнительное указание. В то время, когда готовили полет на ракете, было два способа как осуществить это:
Первый способ — с помощью вещества, более легкого чем воздух, которое может лететь по воздуху, в соответствии со словами РАМБАМа, который приводит пример о дереве, которое легче воды и которое поэтому может плыть по воде и наподобие этого относительно воздуха.
Второй способ: наподобие птицы, выталкивающей себя из воздуха внизу и летящей вверх. И как известно, что так летали первые самолеты.
Но все это имеет место там, есть воздух. И с помощью отталкивания воздуха вниз возможно подняться вверх. Но там, где нет воздуха или воздух разрежен, невозможно лететь таким образом. А так как во внешней атмосфере нет достаточно воздуха, то возникла проблема возможности лететь одним из этих способов.
И указание из этого:
Как было сказано выше, подъем доброго начала должен быть с помощью злого начала, которое являясь противником, толкает его снизу. Это похоже на подъем с помощью отталкивания воздуха…
Возникает вопрос: когда нет воздуха, как можно подняться?
Ведь в будущем исполнится сказанное «и дух нечистоты удалю с лица земли». И объясняется в хасидизме, что тогда будут «идти от силы к силе» именно в области святости, подъем в самой святости. И наподобие этого также и сегодня есть иногда возможность подниматься в самой святости, но как можно сделать это без противника?
Как раз об этом мы учим из нашего примера… Есть две противоположные силы, соответствующие строгости и доброте. И с помощью работы в этих двух направлениях происходит подъем в самой святости…
И с помощью этого мы достигаем сути подъема, когда «евреи, Тора и Всевышний это одно целое», когда вскоре будет подъем в области самой святости, с приходом праведного Мошиаха в ближайшем будущем.