17 Тишрея 5782 года, пятый день недели, гл. Браха

Йешивы в Египте

Когда Всевышний велел Яакову отправиться в Египет, Яаков заранее позаботился о том, чтобы там были йешивы.

4278 (0)
Источник: беседа в субботу гл. «Шмот» 5713 г.
Йешивы в Египте
Учеба в йешиве

Комментируя стих «…послал Йеуду, чтобы ему подготовили [место в стране] Гошен» («Берейшит» 46:28), РАШИ приводит слова из мидраша («Берейшит раба» 95:3): «Чтобы основать для него дом изучения, который послужит источником наставления».

Когда Всевышний велел Яакову отправиться в Египет, Яаков заранее позаботился о том, чтобы там были йешивы. Хотя Всевышний обещал Яакову, что Он пойдет с ним: «Я сойду с тобой в Египет, Я и выведу тебя обратно» («Берейшит» 46:4), — Яаков сделал все, чтобы сначала подготовить йешивы, и лишь затем он отправился туда вместе со Всевышним, ибо йешивы — основа существования евреев.

Йешивы, созданные Яаковом заранее, были в Египте в течение всего времени пребывания там евреев, как говорят наши мудрецы («Йома» 28б): «Со дней праотцев у них не было недостатка в йешивах: в Египте у них были йешивы, как сказано (Шмот 3:16): „Иди собери старейшин Израиля“».

Во все времена везде, где были евреи, даже в Египте, где изгнание (галут) было очень тяжелым, были йешивы, где сидели и изучали Тору, ибо, как уже было сказано, йешивы — жизнь еврейского народа.

Галут в Египте был самым тяжелым галутом всех времен, в некоторых отношениях это было тяжелее даже нынешнего галута.

а) Египетский галут был до дарования Торы. Хотя и тогда изучали Тору, как это показывают многие высказывания наших мудрецов: в том числе — уже приведенные слова: «Со дней праотцев у них не было недостатка в йешивах» — однако, так как они изучали Тору лишь в пределах их собственных естественных возможностей, то каких высот ни достигает человек, он не превысит корня сотворенных творений.

б) Это был первый галут для евреев, естественно, что перенести его было чрезвычайно тяжело. Известно, что когда, не дай Б-г, у кого-нибудь случается несчастье, то в первый раз перенести его необычайно трудно, но если то же случается повторно, спаси Б-г, это уже не так тяжело, человек уже к этому «привык».

в) В Египте все евреи были вместе, а в последовавшие галуты «справедливость сделал Всевышний евреям тем, что рассеял их среди народов» («Псахим» 87б). Когда евреи находятся в разных местах, то когда их притесняют в одном месте, в другом месте можно перевести дыхание, можно также помочь евреям, находящимся в тяжелом положении. В Египте же все евреи находились в одном месте и под властью того же властителя.

г) Страна Египет была очень тяжелой. Раб не мог оттуда бежать (страна была закрыта со всех сторон). А должны были выйти из нее 600 000 человек, не считая женщин и детей.

Несмотря на все трудности, у них никогда не было недостатка в йешивах. Всегда были йешивы, где сидели и изучали Тору.

Уже несколько раз упоминалось о том, что Тора не является, спаси Б-г, историческим пособием. Каждая тема, рассказ и даже каждая буква Торы являются указанием в любое время и в любом месте.

Некоторые утверждают, что сейчас не время для йешив. В такое тяжелое время достаточно, чтобы были талмуд-торы, а если уж делать йешивы, то не такие, как когда-то, и т.п. Египетский галут является указанием в этом вопросе: там, в Египте, положение было гораздо более тяжелым, чем теперь, несмотря на это, евреи изучали Тору. Более того, они не только не считались со своим тяжелым положением, им не важно было и то, каких духовных уровней они своим изучением могут достигнуть, ограничено ли это корнем сотворенных или у них больше возможности. Они были равнодушны к тому, что в их время (до дарования Торы) они могли своим изучением Торы достичь лишь весьма ограниченных уровней. Сегодня же, когда галут гораздо легче, а изучение Торы гораздо выше, чем тогда, тем более нужно ни с чем не считаться и основывать йешивы.

Это же следует сказать и в отношении того, как содержать йешивы: некоторые утверждают, что им «тесно» как в голове, так и в кармане. Вот когда человек наестся, напьется и выспится, станет ему просторнее и он пожертвует на йешиву, да еще с таким видом, что с его стороны это — великое самопожертвование. Он и детей своих отдаст в йешиву до тринадцати лет. Такому человеку следует сказать: галут Египта был гораздо тяжелее. Не было даже своей соломы, нужно было обходить чужие края и искать солому в то время, как надсмотрщики стояли с кнутом, готовым опуститься на голову или на плечо. И все же своей соломы не было, а йешивы были.

В Талмуде («Авода зара» 17а) разбирается вопрос: по какой улице хуже идти — там, где разврат, или там, где есть место поклонения идолам. Идти там, где проститутки, плохо из-за того, что увиденное может позднее вызвать нежелательные мысли, даже если таких мыслей не было, когда их видели («Кунтрес а-авода» гл. 2). Но чем может повредить человеку, если он пройдет мимо места поклонения идолам? То, что увиденное может ему повредить, утверждать нельзя. Ведь он увидит только дерево и камни. Однако на самом деле все оказывает влияние на свое окружение. Само присутствие чего-либо нечистого сообщает нечистоту окружению, которое, в свою очередь, может оказать отрицательное влияние на человека.

Что я этим хочу сказать? Атмосфера, царящая на улице, мнение, что сейчас не время для йешив, повлияло и на часть студентов йешив. Некоторые из них утверждают, что им трудно учиться как следует, потому что прежде они должны позаботиться о заработке, это мешает спокойно учиться. Надо полагать, что придет время жениться, они найдут подходящую невесту, обручатся, женятся — с радостью и благословением — и будут у них дети. Они уже сейчас беспокоятся, как они будут содержать детей, которых Всевышний даст им в свое время, и это мешает им спокойно учиться. Более того, они уже озабочены тем, что они оставят детям после того, как проживут сто двадцать лет. Разумеется, с таким настроением, хотя бы в мыслях, они выходят на улицу в поисках заработков.

Откуда такое ощущение у учеников йешивы? От атмосферы, царящей на улице. Несмотря на то, что Ребе, мой тесть, сказал, что лед (в Америке) уже тронулся (т. е. равнодушие и даже агрессивное отношение к жизни по Торе, которое господствовало в начале этого века, уже не так сильно), есть разница между таянием и достижением точки кипения под влиянием того, что «Б-г, Всесильный твой — пожирающий огонь» («Дварим» 4:24). К тому же есть остатки прежнего состояния («замороженности» и негативности), и студенты такого типа, о котором говорилось, несут их в себе.

В их оправдание можно сказать, что виновно влияние царящей в стране атмосферы. Но ведь так не должно быть. И об этом можно сделать вывод из того, что мы знаем о египетском галуте: галут в Египте был настолько тяжелым, что не было и мысли об освобождении. Когда Моше сообщил о геуле — «не слушали они Моше из-за [их] нетерпения и тяжкой работы» («Шмот» 6:9). И все же прежде, чем Моше передал заверение Б-га «...вспомнил Я вас» («Шмот» 3:16), евреи не стали пускаться в расчеты о будущем, они сидели в йешивах и изучали Тору. Так и теперь не следует задумываться о том, что будет дальше. Нужно предаваться изучению Торы, не заботясь о будущем.

Тем более что в наши дни задача человека гораздо легче, чем в прежние времена. Как известно, в египетском галуте уже были выделены и очищены 202 «искры» из числа «упавших» 288, как сказано: «эрев рав» («смешанное множество») вышел вместе с ними»*. Остались лишь 86 искр, числовое значение, равное числовому значению имени Элоким. А из оставшихся 86 искр со временем евреи уже очистили большое количество, кровью и потом служа Всевышнему. Остались лишь «маленькие сосуды», которые нужно очистить.

Поэтому ясно, что в наши дни служение Всевышнему гораздо легче, потому что:

1) осталось очистить очень мало;

2) есть помощь со стороны тех искр, которые уже очищены.

Примечание:
* «Шмот» 12:38. (См. «Тора ор», глава «Бо» 60в.) Здесь имеется в виду понятие «разбития сосудов», упоминаемое в каббале. Основная мысль, имеющая отношение к сказанному в беседе, такова: ко времени Сотворения существовали 248 основных «искр Божественности», которые были, так сказать, «пленены» при Сотворении. Задача человека заключается в том, чтобы делать сотворенное более тонким, «вызволяя» эти искры. С полным очищением всех искр наступит мессианская эра. Из названных 288 искр 202 были очищены с исходом из Египта. Намек на это содержится в стихе «И „эрев рав“ вышел вместе с ними». Числовое значение слова «рав» — 202. (Ср. «Канфей йона», цитируется в «Ялкут Реувени», глава «Итро», к «Шмот» 19:3).

Опубликовано: 24.12.2006

Поддержите сайт www.moshiach.ru
Читайте еще:
Ошибка в тексте? Выделите ее и нажмите Ctrl + Enter