СБП. Дни Мошиаха! 5 Тишрея 5785 г., второй день недели Браха | 2024-10-07 04:25

Тора — наша жизнь!

Йешивы и академии, которые основал Яаков, процветали во все годы пребывания евреев в Египте. Это весьма примечательно, если принять во внимание, насколько тяжелее было египетское изгнание, чем все другие, перенесенные евреями впоследствии.

Источник: «Ликутей Сихот», том 10 беседа 1 04.01.2004 0 4281 мин.

Когда Ребе Менахем-Мендель из Любавичей (Цемах-Цeдек) был маленьким мальчиком, он узнал, что нам предок Яаков прожил лучшие семнадцать лет своей жизни в Египте. Объяснение этого основывалось на интерпретации знатоками Торы древнееврейского текста первого стиха текущей недельной главы «Вайехи»: «И жил Яаков в земле египетской семнадцать лет».

Когда Цемах-Цeдек пришел домой из хедера, он спросил своего деда рабби Шнеур-Залмана — основателя ХАБАДа: «Как же случилось, что Яаков — «избранный из Патриархов» должен был провести лучшие семнадцать лет своей жизни в самой развратной земле — египетской, внушавшей отвращение всем народам?». Дедушка ответил: «Тора повествует, что, прежде чем Яаков отправился в Египет, он послал туда своего сына Йеуду, чтобы тот основал йешиву, в которой его братья смогли бы изучать Тору: когда человек изучает Тору — он становится ближе к Б-гу, и поэтому жизнь Яакова даже в Египте была яркой, глубокой и плодотворной».

Йешивы и академии, которые основал Яаков, процветали во все годы пребывания евреев в Египте. Это весьма примечательно, если принять во внимание, насколько тяжелее было египетское изгнание, чем все другие, перенесенные евреями впоследствии. Во-первых, это было до того, как евреям на Синайской горе была дарована Тора, когда Б-г дал нам новый источник силы, чтобы служить Ему. Во-вторых, египетское изгнание было первым, выпавшим на долю еврейского народа, и уже поэтому самым тяжелым, ибо каждый на собственном опыте знает, что когда приходится столкнуться с горем в первый раз — его пережить очень трудно, но если приходится переживать горе во второй раз, оно становится менее мучительным, — в какой-то мере мы «свыкаемся» с болью. В-третьих, весь еврейский народ, без исключения, находился в Египте, в последующие периоды изгнания евреи оказывались разбросанными по всему миру — таким всегда можно было найти временное пристанище в другой, где дышалось легче, равно как и оказать помощь евреям, страдавшим в более суровом изгнании.

И, наконец, Египет был настолько могуществен, что в обычных обстоятельствах ни одному рабу не удавалось бежать. Могли ли надеяться евреи хоть когда-нибудь обрести свободу, если число их составляло 600 тысяч человек, не считая женщин и детей! И тем не менее, несмотря на все эти трудности, йешивы продолжали процветать во все годы египетского изгнания.

В наше время многим кажется, что посылать детей в йешиву — слишком сложно. Еврейское воспитание они при этом откладывают на воскресенье, но в воскресенье родителям хочется поспать часов до 12-ти, — и они не возражают, чтобы их дети ходили в «воскресную школу», пока сами спокойно спят. А потом, в час дня, дети возвращаются к своему обычному «воспитанию» — телевидению, кино и бейсболу. Смысл главы Торы на эту неделю абсолютно ясен: даже в самых тяжелых испытаниях, под гнетом Египта, самые мудрые, просвещенные представители нашего на рода сознавали, что стопроцентное еврейское образование является краеугольным камнем и фундаментом и нашего существования и выживания — и оно должно продолжаться, преодолевая все препятствия.

Комментарии: 0 Поддержите сайт
Читайте еще:
Ошибка в тексте? Выделите ее и
нажмите Ctrl + Enter