1. На стих: «И позвал Яаков своих сыновей и сказал: «Соберитесь, и сообщу вам, что случится с вами в завершении дней»», говорят мудрецы: «Просил Яаков раскрыть своим сыновьям конец дней, но удалилась от него Шхина (присутствие Всевышнего)».
И вызывает удивление:
Ведь несомненно, что желание Яакова сообщить «конец» было (не просто, чтобы показать, что он знает «конец», а) для пользы колен или сыновей Израиля будущих поколений, какая же польза была бы сыновьям Израиля оттого, что раскрыли бы им тогда «конец»?
Наоборот: если бы Яаков раскрыл им «конец», что он произойдет только несколько тысяч лет спустя (как мы видим теперь, что еще не наступил) — не только не было бы от этого пользы, а наоборот: это произвело бы на сыновей Израиля ужасное сокрушение сердца и падение духа!
Комментаторы отвечают, что Яаков хотел раскрыть конец только его сыновьям, которые «были праведниками, и он был уверен в них, и, несмотря на то, что «конец» отдален на множество лет, они не отойдут от Всевышнего». Но также на это Всевышний не согласился — «чтобы не стало это известно приходящим вслед за ними, и многие отчаются, если узнают, что он произойдет в отдаленные времена».
Однако этот ответ не удовлетворителен:
1) Опасение, что «станет известно приходящим вслед за ними» (если бы Яаков раскрыл это двенадцати коленам) это понятная по-простому вещь — если так, почему изначально было у Яакова мысль раскрыть «конец» сыновьям?
2) И главное: пока еще нет ответа на основной вопрос — в чем заключается польза, которую раскрытие «конца» могло бы осуществить в отношении сыновей, по причине чего «просил Яаков раскрыть сыновьям конец дней»?
2. Также необходимо понять:
Мы находим в словах мудрецов два мнения:
1) «Конец» скрылся также от Яакова, как приводится в Мидраше: «Пришел раскрыть им конец, и скрылся от него» (подобно этому приводится в Мидраше в начале главы: «просил … и утаился от него»);
2) От Яакова «конец» не скрылся, но только сыновьям он его не открыл.
[Можно объяснить этим выражение Талмуда: «просил Яаков раскрыть… удалилась от него Шхина», а не просто «удалился от него («конец»), но когда удалилась от него Шхина, увидел, что не хотят раскрытие «конца», и поэтому не раскрыл. Или можно сказать так: Шхина происходит от выражения: «И поселюсь среди них», то есть сила «поселить» и привлечь раскрытие «конца» вниз (сыновьям)].
И необходимо понять: поскольку, как понятно по всем мнениям, Всевышний мог устранить от Яакова раскрыть «конец» сыновьям, даже если бы Яаков знал его. Какова причина (по первому мнению) возникновения изменения: «конец» был «сокрыт» от него?
3. Из всего этого понятно, что две идеи — раскрыть или не раскрыть «конец» — обладают силой принести пользу сыновьям Израиля (в их духовном служении).
Более того: поскольку Яаков является одним из праотцов, которые «и есть колесница… и не были колесницей, но только Высшей Воле все их дни», мы вынуждены сказать: то, что «…просил Яаков раскрыть…» (вплоть до момента, что «удалилась от него Шхина») соответствовало Высшей Воле, колесницей которой Яаков являлся также в тот момент.
А то, что в действии Всевышний не позволил Яакову раскрыть «конец» причине того, что в той ситуации требовалась форма поведения (и польза была от того), что «конец» не будет раскрыт.
И в этом вопросе существует два мнения — по одному мнению эта польза была нужна также самому Яакову (и поэтому «конец» «скрылся (также) от него»), по второму мнению эта идея касается только лишь колен, поэтому от самого Яакова не скрылся «конец».
4. И можно сказать объяснение на это — на основе толкования мудрецов на стих: «Приведешь Ты их и усадишь на горе наследия Твоего, жилище для проживания Своего сделал Ты, Всевышний…», то есть, если бы евреи «удостоились», Всевышний бы привел их еще тогда (при выходе из Египта) в «жилище для проживания Своего сделал Ты, Всевышний…», поскольку к «строению Всевышнего» не относится разрушение (и изгнание), и само собой освобождение из Египетского изгнания было бы (также) и освобождением истинным и полным, после которого уже не будет изгнания.
Выходит, что (если бы «удостоились») «конец», каким он мог быть уже в то время, был бы во время выхода из Египта.
На основании этого можно объяснить высказывание: «просил Яаков раскрыть… конец дней», тем, что он хотел раскрыть «конец», каким он мог быть тогда — это время выхода из Египта.
И, несмотря на то, что срок выхода из Египта был определен и известен — ведь Всевышний обещал Аврааму «(пришельцами будет потомство твое в земле не своей…) четыреста лет… и после этого выйдут» — тогда что Яаков должен был раскрывать? Этому можно дать объяснение: сыновья Израиля знали, что после «четыреста лет» они выйдут из Египта, однако они не знали, что (если «удостоятся») это освобождение будет вечным, после которого не будет снова изгнания. И вот это хотел Яаков раскрыть своим сыновьям — что освобождение из Египта будет «концом».
Теперь станет понятным и намерение Яакова в желании раскрыть конец: когда сыновья услышат хорошую новость, что «конец дней» очень близок, они постараются остаться в положении «удостоились», остерегаться с величайшей предосторожностью, чтобы не было никакого момента «может случиться грех» и причинит задержку наступлению «конца», не дай Б-г.
5. Однако этого объяснения недостаточно:
В момент ухода Яакова оставалось еще около двести лет до наступления освобождения из Египта. Так, что сыновьям Израиля в том поколении, раскрытие «конца» причинило бы печаль, поскольку по природе «и будут дни жизни его сто двадцать лет», «Конец» не наступил бы при их жизни в этом мире — и вопрос возвратился обратно?
Поэтому можно объяснить намерение Яаков следующим:
Когда сыновья Израиля узнают в результате раскрытия «конца», что он зависит от «удостоятся», как говорилось выше, они добавят в своем «удостоятся» (в служении Творцу). И это добавление ускорит освобождение, что оно придет еще до наступления установленного «конца», как сказали мудрецы: «(если) удостоятся — ускорю его».
И подобно этому находим при выходе из Египта: одна из причин того, что Египетское изгнание длилось только двести десять лет — а не четыреста лет, как было установлено при заключении союза «над рассеченными телами» — это поскольку тяжесть порабощения дополнило срок (четыреста лет).
И понятно, что подобно тому, как порабощение (его тяжесть) ускорило освобождение, подобно этому, (тем более), это осуществилось бы посредством добавления в «удостоятся», в добре.
6. И, тем не менее, «удалилась от него Шхина» и была устранена от Яакова возможность раскрыть «конец», объяснение этого:
Полнота служения человека, посредством чего он достигает «удостоятся», когда служение — это «работа твоя, которую ты делаешь», подобно высказыванию мудрецов «человек хочет свое, чем в девять раз больше, но нее свое». И несмотря на то, что в любой работе нуждаемся в помощи с небес, языком мудрецов: «Если бы Всевышний не помогал…» — в этом существует две формы:
1) Помощь и поддержка сверху ощущается человеком во время и в форме служения, например служение во время желания (десять дней раскаяния, когда Всевышний «находится… будучи близок» или в субботу и праздники).
2) Они являются причиной (и помогают) служению человека после того, однако в момент самого служения они находятся в сокрытии, так, что работа осуществляется собственным трудом. Подобно идее «голоса с неба», от которого приходят человеку мысли о раскаянии, воздействуют на него, чтобы он добавил в Торе и в служении.
В этом и заключается смысл того, что «удалилась от него Шхина»: если бы Яаков раскрыл своим сыновьям «конец», их добавление в служении Всевышнему (в результате раскрытия «конца» — чтобы гарантировать возвышенное положение «удостоятся»), не было бы «его кавом» — их действием. А была бы «примешана» к этому помощь сверху (раскрытие конца), поэтому «удалилась Шхина», чтобы служение сыновей Израиля было в положении удаления Шхины (утаение «конца») и само собой это будет собственными силами.
Яаков хотел, чтобы вышли из изгнания как можно скорее — может и будет недостаток в цельности служения, но за то выйду раньше из изгнания (особенно из «наготы земли») и войдут в истинное и полное освобождение. Этим можно объяснить нюанс выражения: «просил Яаков открыть…», что также означает, что Яаков просил у Всевышнего, чтобы раскрылся «конец», посредством чего добавится сыновьям Израиля помощь в их служении и гарантируется, что освобождение придет намного быстрее.
Однако Всевышний хотел, чтобы освобождение будет в абсолютной цельности — это зависит от того, что служение сыновей Израиля будет цельным, и поэтому «удалилась от него Шхина», в результате чего дается возможность, чтобы служение было более цельным.
7. Более глубоко:
То, что полнота освобождения наступает в результате того, что служение сыновей Израиля будет проходить в состоянии удаления Шхины и, само собой, в результате собственных усилий, как говорилось выше — это не по причине какого-то стороннего отношения такой формы служения к освобождению. А потому, что именно от подобного служения зависит наступление «конца» в такой форме освобождения (вечное освобождение, после которого уже не будет изгнания):
Для того чтобы геула — освобождение было вечным, без каких-либо изменений, также работа сыновей Израиля (приводящая освобождение) должна быть подобна этому — в форме «Я не изменился», без каких-либо изменений.
Поэтому, когда служение осуществляется под воздействием помощи сверху, не собственными силами, тогда нет «вечности» (неизменности) в таком служении — поскольку, когда помощь сверху исчезнет, может человек спуститься со своей ступени, не дай Б-г.
Именно когда служение приходит в форме пробуждения снизу (собственными силами), тогда она является «вещью нерушимой» и как результат она приводи освобождение нерушимое (вечное), после которого уже не будет изгнания.
8. Однако, на основе объяснения этого толковании возникает вопрос с другой стороны: в чем заключалось предположение Яакова изначально, что он «просил» раскрыть «конец» сыновьям, если это причинило бы (добавление) такому служению, которое не является соответствующей причиной для истинного освобождения?
Можно объяснить это (на основе учения хасидизма):
Известно, что ступень Яаков — мир Эманации, мир единства и «после переборки (исправления)». И поскольку по отношению к Яакову это уже после переборки (особенно в близи к его уходу из мира, когда он был в абсолютной цельности) — он уже достиг полноты служения и у него уже есть «его кав». Поэтому по отношению к нему идея раскрытия «конца» осуществило бы только добавление к полноте служения.
И по этой причине хотел Яаков раскрыть «конец» (также) сыновьям, полагая, что также и они достигли подобной ступени, как говорится в продолжении Талмуда, что когда увидел Яаков, что «Шхина удалилась от него» (и он не может раскрытии «конец» сыновьям), он сразу же сказал: «Может, не дай Б-г, есть у моего ложа (сыновей) негодность».
На основании этого можно понять также и два мнения в отношении скрылся ли от него «конец» или нет:
Мидраш говорит, что «конец скрылся от него», поскольку Всевышний хотел, чтобы также Яаков почувствовал достоинство служения собственными силами, посредство чего укажет сыновьям о преимуществе служения, когда они не узнают конца.
Талмуд же считает, что «удалилась от него (только) Шхина», а не «конец», поскольку Яаков сам уже достиг полноты и достоинства, которое достигается у сыновей через сокрытие «конца».
9. Несмотря на то, что Всевышний устроил так, что Яаков не раскрыл «конец» своим сыновьям, но поскольку «просил Яаков раскрыть…», являясь при этом «колесницей» для Высшей Воли. Понятно, что «просил … раскрыть конец дней» соответствовало (также тогда) Высшей Воле:
Более того: поскольку просьба праведника, несомненно, не «возвращается» без результата, ясно, что было воздействие ее также здесь внизу. Это и еще: поскольку это часть в Торе (происходящей от слова «указание»), то это является вечным указанием во всех поколениях.
Подобно этому мы находим у Моше-рабейну, несмотря на то, что его просьба: «И помолился Я… пройду и посмотрю…» — повлиять на сыновей Израиля, чтобы было у них «видение» в Б-жественности — не осуществилась, (так как тогда они не были годящимися, но лишь для аспекта «слушания», «а теперь Исраель слушай»). Тем не менее, его просьба повлияла на сыновей Израиля в том, чтобы было у них аспект «видения», по крайней мере, в окружающем, внешнем аспекте (а у особенных личностей — также и во внутреннем аспекте).
Подобно этому можно сказать в отношении Яакова: то, что он «просил раскрыть «конец», тем самым воздействовал на сыновей Израиля. Чтобы они смогли достигнуть раскрытия «конца» в форме внешнего аспекта — служению Всевышнему в форме свободы от власти народов мира и злого начала (а у отдельных, особенных личностей также на внутреннем уровне — можно сказать, что в этом заключается причина того, что многие великие в Израиле, как РАСАГ и РАМБАМ подсчитывали «концы времен»).
10. И подобно этому есть указание каждому еврею во всех поколениях — что должна быть идея «просил… раскрыть… конец дней»: еврей должен хотеть и просить, чтобы раскрылся «конец», и это само (просьба и размышление об этом) приносит великую помощь и поддержку в служении Всевышнему.
Как мы явно видим, когда говорим еврею: «Вот-вот Мошиах идет», «Мы хотим Мошиаха сейчас» — это воздействует на него энергией и усилением служения Всевышнему, и особой предосторожности, чтобы не было идеи «может причинить грех», которая может, не дай Б-г, задержать приход Мошиаха.
В наши дни прибавилась еще одна вещь: Тора истины говорит: «Прошли все концы, и эта вещь зависит только от раскаяния, возвращения ко Всевышнему» Талмуд говорит по-простому, что «конец» уже есть давно.
Необходимо только «одночасье» — момент раскаяния, который приводит к «и сразу они освобождаются», буквально сразу — «сейчас»!