В главе «Вайехи» (48:5) Яаков говорит Йосефу: «И ныне, два твоих сына, рожденных тебе на земле Египта... мои они: Эфраим и Менаше как Реувен и Шимон будут моими». Яаков называет их по именам, так как Эфраим и Менаше символизируют два пути в служении Всевышнему.
Давайте сначала посмотрим, откуда взялись их имена. Вот как объясняет это Ребе Король Мошиах:
Имя Менаше (מנשה) связано со словом «забыть» (נשני), как сказано («Берейшит» 41:51): «И нарек Йосеф имя первенцу Менаше: ибо дал забыть мне Б-г всю мою тягость и все (в) доме отца моего». Когда евреи находятся в такой ситуации, что они способны забыть традиции отцовского дома из-за тяжёлого изгнания, когда физические лишения и духовные испытания заставляют их забыть путь служения Всевышнему, когда они уже не помнят, как связаться со Всевышним, они носят имя «Менаше».
Тогда само имя «Менаше», говорящее о забывчивости, уже помогает им не забыть этого. Когда мы произносим имя Менаше, то все время знаем об опасности забыть отчий дом и отдалиться от него, поэтому тщательно остерегаемся этого: прилагаем особые силы для того, чтобы материальный мир не отдалил нас от еврейства, не обращаем внимания на насмешки. Это путь уклонения от зла — подход Менаше.
Имя Эфраим (אפרים) связано со словом «плодовитый» (הפרני), как сказано («Берейшит» 41:52): «А имя второму нарек он Эфраим: ибо плодовитым сделал меня Б-г на земле бедствия моего». Эфраим родился уже в изгнании, «на земле бедствия». Менаше ещё помнил свет Всевышнего и духовное счастье в доме отца, он борется за то, чтобы не отделиться от него и не забыть, а Эфраим находится в изгнании всю свою жизнь. Но именно в нем проявляется воля Всевышнего, ведь цель изгнания состоит в том, чтобы распространить именно в этом темном (в духовном смысле) мире свет еврейства, освещая каждый его угол светом Торы и заповедей. Это путь совершения добра — подход Эфраима.
Служение Эфраима более важно, чем служение Менаше. Когда Менаше старается не поддаваться влиянию мира, Эфраим совершает в нем переворот. Чтобы достичь успеха в работе Эфраима, нужно получить большое благословение, большую помощь свыше. Поэтому Яаков возложил на голову Эфраима свою правую руку, а левую руку — на голову Менаше.
Яаков сказал, что Менаше и Эфраим «будут моими» — они достигнут больших высот во время изгнания. У них даже есть преимущество по отношению к остальным детям Яакова, так как «преимущество света проявляется именно в темноте».
У каждого еврея есть связь со служением Менаше и Эфраима, поэтому мы благословляем своих детей словами: «Да поставит тебя Б-г как Эфраима и как Менаше!»