СБП. Дни Мошиаха! 18 Нисана 5784 г., шестой день недели Ахарэй | 2024-04-25 18:34

Яаков и Исраэль

Поскольку душа по имени Яаков была активна, когда Яакову было дано имя Исраэль, имя Яаков никогда не будет искоренено, и он будет носить два имени.

Перевод:Моше-Залман Забродин 08.01.2023 608 мин.

Сказано в Торе (гл. «Вайехи» 47:28): «И прожил Яаков в земле египетской семнадцать лет, а вся жизнь Яакова — сто сорок семь лет».

Уместно задать вопрос, почему наш праотец Яаков все ещё именуется Торой Яаковом, ведь уже было сказано ранее («Берейшит» 32:29): «Не будет более называться имя твое Яаков, но Исраэль будет твое имя».

В комментарии («Ор а-Хаим») на эту строку в главе «Вайешев» сказано, что имя Яаков продолжило использоваться, поскольку душа, которой он обладает, носит это имя — Яаков, поскольку имя человека отображает сущностную природу его души, как известно из объяснения наших мудрецов на строку из Псалмов (46:9): «Выйди и посмотри, как чудесны деяния Б-га, установившего имена на земле» (см. трактат «Брахот» 7б).

А поскольку душа по имени Яаков была активна, когда Яакову было дано имя Исраэль, имя Яаков никогда не будет искоренено, и он будет носить два имени (Яаков и Исраэль).

Однако все же необходимо разобраться, почему Всевышний иногда обращается к нему по имени Яаков, а иногда по имени Исраэль?

Понятно, что в отношении еврейского народа это зависит от их поступков: когда они исполняют волю Всевышнего, то именуются Исраэль, в обратном случае они именуются Яаков, на что содержится намек в словах наших мудрецов (см. «Зоар» I 173б). Однако данное объяснение неприменимо к Яакову, поскольку его поступки всегда были прямы.

Для того, чтобы прийти к ответу на выше поставленный вопрос, необходимо понимать, что духовная ветвь, дополнительный уровень души, который стремился приобрести, и в итоге приобрел Яаков, благодаря которому он именуется Исраэль, является аспектом высшей святости и не может сочетаться с беспокойством, грустью и приниженностью, поскольку (этот аспект) исходит из места радости, спокойствия и величия. Примером этому может служить суббота, которую Всевышний заповедовал евреям хранить как день отдохновения, и это по той причине, что евреям в этот день даруется дополнительная душа, которая происходит из высокого места. Поэтому Всевышний заповедовал нам в суббота отдаляться от уныния и гнева, и объявлять суббота днём наслаждения (см. Йешаяу 58:13).

Это же применимо и к Яакову в свете приобретения им возвышенного имени Исраэль. Тот факт, что ему было даровано дополнительное имя, указывает на то, что Всевышний даровал ему дополнительный уровень души, которая связана с именем Исраэль, и прибывает она в нем тогда, когда отсутствует грусть, которая является противоположностью радости и полноты святости и чистоты, при наличии же грусти эта душа не может пребывать (в Яакове), покидая его подобно дополнительной субботней душе, в случае чего он уже не может именоваться Исраэль, ведь тогда душа, которая обладает этим именем, покинула его, и в эти периоды «называется его имя Яаков». И возвращается к нему возвышенная душа посредством необходимой для этого подготовки, подобно тому, как дополнительная душа возвращается к нам в каждый суббота благодаря нашей подготовке к тому. чтобы ее принять посредством святости дня.

На основании этого объяснения теперь с уверенностью можно понять, что когда, уже после присвоения ему имени Исраэль, наш праотец все еще называется Яаковом, это происходит по той причине, что с ним произошло нечто, что связано с грустью или подавленным состоянием.

Для того, чтобы это объяснение получило наглядность, приведем в качестве примеров некоторые места в Торе (где наш праотец назван Яаковом).

Когда изначально Всевышний благожелательно заговорил с Яаковом в главе «Ваишлах» (35:10), Он сказал ему: «Имя твое Яаков». Имеется в виду, что в той конкретной ситуации его имя должно было быть Яаков, поскольку в тот период Яаков пребывал в трауре по своей матери, в соответствии с тем, что объясняют наши мудрецы («Берейшит раба» 82:3) в отношении сказанного в предыдущей строке (35:9) «И благословил его», а именно, говорят наши мудрецы, в этой строке имеется в виду благословение, произносимое в утешение скорбящих.

И также во всей той главе наш праотец называется Яаковом, несмотря на то, что ему уже было сообщено о том, что его имя будет Исраэль.

И также он называется Яаковом когда умерла Рахель, как сказано («Берейшит» 35:20): «И возвел Яаков памятник на могиле ее», однако когда дни скорби завершились, Всевышний называет его Исраэль, как сказано (35:21): «И отправился в путь Исраэль», а также (35:22): «И было, когда Исраэль проживал в той земле».

И несмотря на то, что в конце той строки Тора говорит: «И сыновей Яакова двенадцать» — это потому, что когда евреи из-за своих поступков находятся на низкой ступени, несмотря на то, что их отец именуется Исраэль, они именуются «сыновья Яакова». В случае же перед нами они называются «сыновьями Яакова» из-за проступка Реувена.

Что же касается сказанного там (35:27): «И пришел Яаков к своему отцу Ицхаку» — имеется в виду, что в присутствии отца сын должен придерживаться субординации, и поэтому там он называется Яаков, вследствие чего в этом эпизоде Тора не приписывает ему власти и величия, которое подразумевает имя Исраэль.

И подобно этому сказали наши мудрецы в мидраше «Теилим», который цитируется в «Ялкут Шимони», п. 875: «Если бы Авраам был жив, как бы Ицхак установил свою власть? И так же это в отношении всех наших праотцов и праведников.» Отсюда следует, что возвышенный статус сына устраняется в присутствии его отца, поэтому в эпизоде прихода Яакова к своему отцу он называется Яаковом…

[Имеется в виду, что несмотря на то, что благодаря своим праведным поступкам наши праотцы и праведники заслуживали жить дольше, они понимали, что им необходимо уступить место для следующего поколения, чтобы оно смогло реализовать себя в полной мере.]

…При этом уместно задать вопрос, почему в строке, которая повествует об изгнании («Берейшит» 47:27), сказано: «И поселился Исраэль в Египте»? Объяснение заключается в том, что здесь имеется в виду совокупность потомков Яакова, к которому относится имя Исраэль когда они идут по прямому пути, исполняя волю Творца (даже если при этом они не пребывают в состоянии радости). И в этом смысле сила потомков более велика, чем сила их отца, поскольку когда пути потомков хороши, даже в изгнании они называются именем Исраэль, поскольку их —множество, в отличие от самого праотца, имя которого, Яаков или Исраэль, зависит от конкретной ситуации и конкретного времени (ведь Яаков именуется Исраэлем именно тогда, когда находится в состоянии радости и спокойствия). И поэтому за все время пребывания в Египте Яаков назван Исраэлем только тогда, когда приблизилось время его смерти, в соответствии с тем, что сказано в Псалмах (104:29): «Дает прибавку духу их, умирают они», и это связано с тем, что душа человека получает дополнительное величие когда приходит время ему умирать. Поэтому сказано («Берейшит» 47:29): «Приблизились дни Исраэля умирать… И поклонился Исраэль…»

Следуй этому подходу и руководствуясь им, ты сможешь понять, что в каждом случае, когда наш праотец именуется Яаковом или Исраэлем — это происходит по причине, которую ты поймёшь на основании того, что было написано выше. Смотри также сказанное в «Зоар» (I 211б), и найдешь там подтверждение нашим словам.

И все это в соответствии с простым уровнем понимания Торы, но есть и более глубокое объяснение тому, почему наш праотец именуется иногда Яаков, а иногда Исраэль — объяснение, которое основывается на духовной природе этих вещей. И разумеющий (каббалу) поймет.

Комментарии: 0 Поддержите сайт
Читайте еще:
Ошибка в тексте? Выделите ее и
нажмите Ctrl + Enter