Начнем с шутки. Группа ученых провела исследование, в ходе которого выяснилось, что человек может прожить всю свою жизнь, не принимая пищи. Единственный недостаток, который они обнаружили, — это то, что вся его жизнь будет не очень долгой, так как он умрет от голода…
Предстоящая суббота уникальна. Помимо того, что мы закончим книгу «Берейшит», это единственная суббота в еврейском календаре, в который мы будем поститься (по крайней мере, час или два)! Пост 10 Тевета выпадает на пятницу, и хотя каждый ребенок знает, что мы не постимся в субботу (и уж тем более не постимся в пост, связанный с разрушением и изгнанием), тем не менее мы продолжаем пост 10 Тевета после начала субботы и после вечерней молитвы, в результате чего некоторое время постимся и в саму субботу.
Причина этого кроется в словах пророка Йехезкеля о событиях этого дня. Но прежде чем перейти к словам пророка, немного истории и общей предыстории событий 10 Тевета. Цидкияу был всего 21 год, когда он взошел на неустойчивый трон Иудеи. Это был 3327 год от сотворения мира (2447 лет назад), и он взошел на трон по милости Невухаднецара, царя Вавилона.
После победы Невухаднецара над царем Египта, фараоном Нехо, он осадил Иерусалим. Чтобы спасти город и Храм, тогдашний правитель Йехония сдался войскам царя Вавилона. Завоеватель разграбил сокровища Храма и обложил землю Иудеи тяжелым налогом. Он сверг Йехонию и назначил на его место своего племянника Маттанию. Тот изменил свое имя на Цидкияу, чтобы напомнить о своей клятве избегать любых попыток снять иго Вавилона.
После этого Невухаднецар вернулся в Вавилон, забрав с собой в плен свергнутого правителя, а также министров, высших государственных чиновников, начальников армии и ученых Торы.
Цидкияу проигнорировал предупреждения пророка Йирмияу и заключил тайный союз с царем Египта, надеясь, что вместе они смогут освободиться от вавилонской опеки. На девятом году своего правления Цидкияу объявил открытое восстание против Вавилона, рассчитывая на обещанную помощь Египта. Это удивило Невухаднецара, который был очень разгневан тем, что Цидкияу нарушил свою клятву. Он отправился с большим войском на подавление восстания и основал свою штаб-квартиру в городе Ривла, откуда послал главного командира своей армии, главного палача Невузарадана, во главе огромного войска, которое поднялось и осадило Иерусалим. Было 10 Тевета, когда Невузарадан окружил Иерусалим и осадил святой город.
Об этом дне пророк Йехезкель, находившийся в то время в Вавилоне, пророчествовал: «Сын человеческий, запиши имя этого дня, этого самого дня — царь Вавилона осадил Иерусалим в этот самый день» (Йехезкель 24:2). Слова «в этот самый день» напоминают нам о Йом-Кипуре, о котором Тора использует такое же выражение. Уникальная особенность Йом-Кипура заключается в том, что даже если он выпадает на субботу, нужно поститься, потому что Тора недвусмысленно устанавливает, что поститься нужно именно в «этот самый день» и нельзя откладывать священный пост!
Абудраам пишет, что слова «в этот самый день», сказанные в пророческом тексте Йехезкелю, учат нас, что пост 10 Тевета нужно соблюдать в любом случае, независимо от того, на какой день он выпадает, и даже если 10 Тевета выпадет на субботу — поститься в него нужно так же, как в Йом-Кипур!
Согласно нашему фиксированному календарю, 10 Тевета никогда не выпадает на субботу, но оно может выпасть на пятницу, как в этом году, и тогда пост немного продлевается до субботы.
До сих пор мы обсуждали негативный аспект поста 10 Тевета, но наряду с этим в этом посте есть и нечто очень положительное.
Повторный взгляд на слова пророка Йехезкеля, процитированные выше, вызывает удивление и изумление. Пророк описывает осаду словами: «Подошел (самах) царь Вавилона», то есть Невухаднецар подошел к Иерусалиму. Но у слова «самах» есть и дополнительное, совершенно иное значение. Оно намекает на «поддержку» или «опору». И вот вопрос, который вопиет к небесам: «Поддерживал ли Невухаднецар Иерусалим?!» Это звучит нелепо, как «поддержка» израильского правительства Организацией Объединенных Наций. Почему пророк использует слово «самах» для описания осады?!
В беседе 5744 года Ребе объяснил эти вещи. Действия во время осады привели к единству Израиля, потому что все должны были держаться вместе. Когда у нас есть выбор — объединиться или разъединиться, иногда (часто) мы предпочитаем разъединиться, думая, что так мы добьемся больших достижений, что сможем выразить себя сильнее, что получим политические или другие преимущества, и поэтому предпочитаем разъединиться.
Правда в том, что отделение и отрыв от других — это не выход, и они никогда не приносили и не принесут никаких достижений или выгод, но в нашем ложном воображении мы уверены, что это именно тот путь. Б-г, как известно, дает лекарство до наступления болезни. Поэтому еще до разрушения, до изгнания, Он уже подготовил решение и ответ — осаду!
Осада неизбежно приводит к единству всех частей народа, такому единству, которое сводит на нет и отменяет причину изгнания — беспочвенную ненависть.
Слово «самах» также напоминает нам о знаменитом стихе из молитвы: «Б-г поддерживает (сомех) всех, кто падает». Даже когда мы находимся в состоянии «падения» (не дай Б-г), когда ситуация «на лицо», и нам кажется, что мы погружаемся в депрессию, у нас всегда есть особая помощь и поддержка свыше, и иногда эта помощь приходит из самого странного места и от человека, от которого мы меньше всего ожидали ее получить — Невухаднецара!
И отсюда у нас сегодня есть силы, чтобы укрепиться, набраться мужества и действовать во имя истинного и полного искупления. Вот почему пророк Йехезкель использует эти слова, ведь даже злобный вавилонский царь своим присутствием передает еврейскому народу глубокое послание: У еврейского народа есть сила! У еврейского народа есть поддержка!
Когда еврей понимает внутренний смысл поста, он осознает, что глубина поста — это что-то хорошее, помощь и поддержка, ободрение и оповещение: У тебя есть сила объединиться с другим евреем! У тебя есть сила подняться выше!
И в завершение мы расскажем известную хасидскую историю об истинном смысле поста. Эта история приводится в беседе Ребе РАЯЦа («Книга бесед» 5704 г., стр. 113 на иврите):
Некий хасид пришел к Ребе МААРАШу на личную аудиенцию и пожаловался, что он хитрый и все делает хитро. Ребе МААРАШ посоветовал ему поститься шестьсот постов! Хасид стоял ошеломленный.
Ребе МААРАШ сказал ему: «Что ты думаешь? Что пост — это значит не есть от восхода до заката? Это называется диета! Пост — это труд. Думай о себе пятнадцать минут каждый день, придерживай язык, чтобы не говорить. Идея не в том, чтобы думать о хасидизме, а в том, чтобы просто думать о себе».
Этот хасид полностью изменился от одной крайности к другой, и также поступим мы.