1. Метафорическая
Известно из «Зоар», что Йосеф — одно из Имен Б-га. И поэтому, заклиная Йосефа не оставлять его в Египте, но поднять в Святую Землю, Яаков как бы на самом деле заклинает Творца — ни одного из евреев (которые называются Израилем) не оставить в изгнании, но спасти всех с приходом Мошиаха.
Также и начало обращения нашего праотца к сыну тоже содержит отдельную просьбу к Творцу. Итак, «положил бы Ты руку твою под мое бедро и содеял мне милость истинную» («Берейшит» 47:29). Это значит следующее: «Положи, Б-г, Руку Твою» (то есть то, что называется «Ашгаха Пратит» — личный надзор, забота и охрана) «на всех, вышедших из моих чресел» («бедро» в Торе устойчиво заменяет место обрезания)! Иными словами, храни каждого из моих потомков.
2. Лингвистическая
«Бен порат Йосеф» — это не только особое благословение на размножение (воплощение заповеди «пру у-рву»), но и намек на особую способность Йосефа (и его потомков) разгадывать сны и знаки.
Ведь буквы слова «порат» («пей», «рейш», «тав») это и буквы слов «потер» (разгадывает) и «парот» (коровы — и это был сон фараона, с которого началось возвышение Йосефа).
3. Математическая
Я уже читала ранее у многих комментаторов, что благословение, данное Яаковом Йосефу, уберегает также и от сглаза. Сейчас у рабби Раппа нашла гематрическое обоснование этому.
В Талмуде сказано, что из 100 умирающих только один умирает по естественным причинам, но 99 от сглаза. Так вот, в самом благословении («От Б-га отца твоего, Он да поможет тебе, и со Всемогущим, и да благословит Он тебя: благословения небес свыше, благословение бездны, лежащей внизу, благословения персей и утробы» («Берейшит» 49:25)), если прочесть его на иврите, нет только двух букв алфавита — «цади» и «тет», что в сумме дает 99. Иными словами, причина, умерщвляющая 99 человек из сотни, в случае с потомками Йосефа (а многие говорят, что и Биньямина) не работает.
4. Психологическая
Йосеф не жил в Гошене, а продолжал обитать в столице, не только потому, что работал главой правительства при фараоне — это он мог делать и удаленно, но потому что принципиально старался держаться подальше от отца.
Почему? Боялся, что если Яаков спросит напрямую, а как вообще он попал в Египет, не сможет правдоподобно соврать насчет своих братьев.
5. Патриотическая
«И взошел Йосеф погребать своего отца, и взошли с ним все слуги фараона, старейшины дома его, и все старейшины земли Египта. И весь дом Йосефа, и братья его, и дом его отца; только своих малых детей и свой скот мелкий и крупный оставили на земле Гошен. И взошли они с ним: и колесницы, и всадники» («Берейшит» 50:7-9).
Зачем Торе, обычно предельно краткой, специально уточнять, что детей и скот евреи оставили в Египте? Понятно, что оставили. И вы бы оставили в такой ситуации.
Но этими как бы лишними словами Тора намекает: как только скончался Яаков, решили его потомки, что чужбины достаточно, пора в Обетованную. И серьезно собрались совершить массовую репатриацию. Только вот египтяне, которые уже позарились на их богатства и потенциальный рабский труд, насильно удержали в своей стране еврейских детей и скот в качестве гарантии возвращения. И еще воинов в колесницах и седлах отправили на похороны — если что, возвращать евреев силой.
Подобное потом и фараон Исхода пытался провернуть с Моше, но второй раз не вышло...
Рабби Авраам-Менахем Рапа из Порто (Рапопорт) — автор книги «Минха Блула», сборника пояснений на Тору.