Яаков, благословляя сыновей Йосефа — Эфраима и Менаше — произносит такие слова: «Ангел, избавляющий меня от всякого зла, да благословит отроков! И наречется в них имя мое и имя отцов моих, Авраама и Ицхака! И как рыбы во множестве будут среди земли!»
Последняя фраза содержит в себе самый глубокий смысл всего благословения. РАШИ комментирует эти слова так: «Будут как рыбы, которые плодятся и умножаются, и дурной глаз не властен над ними» (это слова мудрецов из трактата «Брахот» (20а).
Есть еще несколько комментариев в Мидраше. Но все-таки остается вопрос, ведь можно было сказать: «И как рыбы в морях будете во множестве». Или просто: «И как рыбы будете во множестве» (ведь понятно, что рыбы живут в море). Что означает добавление «среди земли», если рыбы не обитают на суше?
Ребе РАЯЦ (в трактате 5684 г.) выбрал один из комментариев Мидраша и добавил к нему объяснение с точки зрения Каббалы, которое открывает еще большую глубину этого комментария.
Но вначале надо привести одно предисловие. Миры Асия, Йецира, Брия, Ацилут (и уровни, которые выше мира Ацилут) можно разделить на две глобальные группы. На языке хасидизма они называются «миры скрытые» (עלמא דאתכסיא) и «миры раскрытые» (עלמא דאיתגליא).
Есть два варианта этого разделения:
1. «Миры раскрытые» — это Асия, Йецира и Брия. То есть миры «сотворенные» (עולמות נבראים). Эти миры начинаются с мира Брия. «Миры скрытые» — это Ацилут и ступени, которые выше). Ацилут это последняя ступень миров бесконечных (סוף עולמות האין סוף). Свет, который раскрывается в этих мирах совершенно сокрыт от миров сотворенных.
2. «Миры раскрытые» — это Асия и Йецира. «Миры скрытые» — это Брия и Ацилут. Иногда (как объясняется в других местах) и мир Брия относится к мирам сокрытым.
Это обосновывается словами пророка Йешайя (45:7): «Создающий свет и творящий тьму» (יוצר אור ובורא חושך). Эти слова мы произносим в утренней молитве в начале благословений перед «Шма».
Из того, что пророк говорит «создающий свет», следует, что мир Йецира (и миры, которые ниже) это «свет», то есть раскрытие. А из слов «творящий тьму» следует, что мир Брия это «тьма», то есть относится к «мирам сокрытым», которые (образно) называются «тьмой». То есть в этих мирах раскрывается столь высокий уровень света, который, будучи совершенно сокрыт в мирах более низких по уровню, является для них «тьмой», а не светом. Непостижим для них.
И мир Брия, который тесно «граничит» с миром Ацилут, все-таки получает какой-то отсвет от него. В отличие от мира Йецира и тем более еще более низких миров.
Также объясняется в хасидизме, что «миры раскрытые» могут быть уподоблены земле: ведь все, что земля взращивает и все, что на ней живет видимо глазу. Это зримые объекты, отделенные один от другого.
«Миры сокрытые» уподобляются морю: в море есть все, что есть на суше — животные, растения, камни и минералы — но все живущее и находящееся в море сокрыто от взора его водами. И более того, главные обитатели моря — рыбы — характеризуются мудрецами как интегральная часть его вод (образно говоря — как некие «сгустки воды»). То есть рыбы это не что-то отдельное от моря (не автономные создания) — это как-бы его «частицы», единые с ним, не способные существовать вне водной среды. Поэтому «рыбы в воде» это наиболее яркий символ единства и полной зависимости.
Ребе РАЯЦ говорит, что «как рыбы во множестве будете среди земли» это и есть суть благословения Яакова. И, конечно, это относится не только к сыновьям Йосефа и к их потомкам, а распространяется на весь народ Израиля, который называется в Торе «паствой Йосефа».
Но почему все-таки сказано «как рыбы… среди земли»?
В свете предисловия выше открывается новый смысл, который сокрыт в этом благословении.
«Рыбы в воде» — это души без тел и ангелы, пребывающие в высоких духовных мирах, которые уподоблены «морю» — «сокрытые миры» (עלמין סתימין). Они постоянно ощущают связь и единство со светом, который в них светит (как рыбы в воде).
«Рыбы среди земли» — это совершенно другая идея. Яаков благословляет своих потомков (и наделяет их силами достичь этого), чтобы даже в этом материальном мире («земля») души, облеченные в тела, смогли достичь ощущения связи и настоящего единства с Творцом и Его светом (который никак явно не проявляется в этом мире). Жить, сохраняя эту связь единство.
И на самом деле именно это дает им особые жизненные силы. Делает народ Израиля неисчезающим, вечным, вопреки всем законам материального мира и всем обстоятельствам. И это возможно достичь посредством Торы, которая уподоблена воде. Как говорят мудрецы «евреи едины с Торой, а Тора едина со Всевышним».
И после этого Ребе РАЯЦ приводит слова Мидраша, что хотя рыбы живут в воде, но когда над морем идет дождь, они с жаждой хватают каждую каплю, как будто никогда на пробовали вкус воды. Так и евреи: живут с Торой (постоянно ее изучают), но все-таки, услышав какую-то новую идею из Торы, с жаждой «хватаются» за неё, как будто никогда в своей жизни не слышали слов Торы.
То есть еврейская душа никогда не может «насытиться» Торой, сколько бы она её не изучала и не постигала. Это постоянная и неутолимая жажда, которая рождается из ощущения ценности каждого слова и каждой буквы Торы. Это страсть найти в этих словах еще большую глубину, которая не имеет пределов, как рыбы стремятся к более глубоким водам, ищут глубины.
И когда еврейская душа «улавливает» новый идею Торы, никогда не слышанную, или открывает новый, более глубокий и тонкий смысл, в том, что изучалось прежде — она наполняется великой радостью.
Как Баал-Шем-Тов объяснял слова Псалмов (119:162) «Радуюсь я словам Твоим, как нашедший великую добычу». Человек находит вещь, имеющую какую-то ценность, пусть даже и небольшую, и радуется своей находке. А если он находит клад, в котором хранятся великие сокровища, ценность которых невозможно измерить, его радость будет безгранична. Так еврейская душа переполняется радостью, когда слышит слова Торы, даже если это всего лишь «капля» из её мудрости, какой-то нюанс понимания, небольшой «луч» её света.
Как не раз в Талмуде упоминается выражение «засияло лицо рабби… светом радости, когда он услышал новое объяснение слов Мишны…». Потому что «подобное реагирует на подобное»: святая душа, по своей природе, реагирует, радуется и восхищается, от того, что ей подобно — от святых слов Торы. И она не может иначе.
Ведь в силу благословения Яакова она остается «рыбой» — даже находясь на «земле».
Этот текст можно закончить словами РАМБАМа: «И будет вся земля полна знанием Всевышнего, как водой наполнены моря». Ведь как сказал пророк Ирмияу — «все познают Меня».