Какую тайну хотел открыть Яаков детям?

05.01.2012 3505 (0)
Источник: «Ликутей Сихот» 20, стр. 229 прим. 13
Какую тайну хотел открыть Яаков детям?
Сборник толкований комментариев РАШИ

Сказано в Торе (глава «Вайехи» 49:1): «И воззвал Яаков к своим сынам и сказал: „Соберитесь, и я поведаю вам, что случится с вами в будущности дней“».

РАШИ цитирует слова «и я поведаю вам» и объясняет так: «Он желал раскрыть конец (срок конечного избавления), но Шхина устранилась от него, и он стал говорить другое».

Ребе Король Мошиах говорит, что здесь нужно понять три вещи:

1. Откуда РАШИ взял, что Яаков просил раскрыть конец? Ведь по простому смыслу понятно, что слова «и я поведаю вам» относятся к благословениям, которые упоминаются сразу после этого.

(Автор книги «Сифтей Хахамим» объясняет, что Яаков намекнул на срок конечного избавления, который произойдет в будущности дней. Но это непонятно, так как: 1. Мы встречаем выражение «в будущности дней» в отношении времени Давида (РАШИ на главу «Балак» 24:17). 2. Может быть, он хотел раскрыть другие вещи, которые произойдут в период «будущности дней», но не просил раскрыть срок).

2. Слова «и он стал говорить другое…» на первый взгляд лишние.

3. Почему сказано именно «и он стал говорить», а не «и сказал»?

И Ребе Король Мошиах дает нам объяснение этого комментария на основании правил толкования комментариев РАШИ:

Из того, что Яаков сказал «соберитесь, и я поведаю вам», а после этого еще раз «сойдитесь и слушайте, сыны Яакова» (следующее предложение) следует, что речь идет о двух разных вещах и содержание второй речи записано сразу после этого в главе Торы, а содержание первой — не упоминается совсем.

Поэтому объясняет РАШИ, что содержание первой речи было то, что Яаков желал раскрыть срок, но так как устранилась от него Шхина, не сделал этого, а перешел ко второй речи.

И чтобы доказать, что Яаков хотел раскрыть срок (а не просил раскрыть другие вещи (кроме тех, которые раскрыл), которые произойдут в будущности дней), РАШИ цитирует в начальной фразе слова «и я поведаю вам» и объясняет, что не нашли мы продолжения им, так как после этого «стал говорить другое» (как понятно из того, что Яаков сказал снова «сойдитесь и слушайте»). И так как «другое» относятся к благословениям Яакова, включая благословение «пока не придет Шило» (Король Мошиах), то понятно, что «будущность дней» не может быть перед этим.

Слова мудрецов

«Он желал раскрыть конец»

В Талмуде (трактат «Псахим» 56а) сказано: «Он желал раскрыть своим сыновьям срок конечного избавления», а РАШИ пропускает слово «сыновьям» и пропускает слова «конечного избавления».

Причины:

1. РАШИ приводит в начальной фразе слова «и я поведаю вам» и поэтому нет необходимости снова писать «сыновьям».

2. Разница между концом дней и сроком конечного избавления не имеет отношения к обсуждаемому вопросу и поэтому РАШИ написал просто «конец». Или можно сказать, что для РАШИ нет разницы между ними…

Также можно добавить, что по мнению РАШИ от Яакова отделилась Шхина только из-за того, что он хотел раскрыть конец, ведь потом он начал говорить другие вещи.

Поддержите сайт www.moshiach.ru
Ошибка в тексте? Выделите ее и нажмите Ctrl + Enter
Тора » Вайехи (другие статьи):