1. На стих: «И сказал Всевышний Моше: Я буду… как буду», приводится в Мидраше, что сказал рабби Йоханан: «Буду, для кого буду…» — для единиц. Но для множества (общества) невзирая на их желание, не «по-доброму», когда у них «обламываются зубы» воцарюсь Я над ними, как сказано: «Жив Я, говорит Всевышний Б-г, если не сильной рукой… воцарюсь над вами».
Комментаторы объясняют слова Мидраша: «для кого буду» — смысл их заключается в том, что не «буду» Б-гом (по любому, в любом случае), а только «для кого буду», для тех, для кого (в действии) буду Б-гом, в соответствии с их выбором и желанием. Если же не захотят, в их руках снять ярмо — не сказано так, но только для единиц, однако для «многих» не позволю снять иго царства небесного, даже если захотят уйти от меня — все равно воцарюсь над ними. Поэтому народ Израиля, которые были в Египте, несмотря на то, что было с ними много злодеев, тем не менее, поскольку они были «многими», Всевышний их спас.
Отсюда понятно: несмотря на то, что в писании: «Сильной рукою… воцарюсь над вами» говорится про форму освобождений с дней Йехезкеля и дальше, включая будущее освобождение, тем не менее, намекается в нем также освобождение из Египта, поскольку так же это освобождение было в такой форме, Всевышний вывел их из Египта «сильной рукой» — вынужденным образом. Однако тот факт, что Всевышний использовал, как бы, «сильную руку», было лишь для того, чтобы вынудить «многих» — общность Израиля — но не относится к единицам, как сказано в Мидраше, что те злодеи, что не хотели уходить из Египта, умерли в три дня темноты.
2. И вот, на первый взгляд, можно было сказать: поскольку в этом стихе «Если не сильной рукой… воцарюсь над вами» сказан о будущем освобождении, а Мидраш учит из него в отношении выхода из Египта, то, с другой стороны, можно выучить из того, что говорится про освобождение из Египта, о будущем освобождении. То есть, также «сильная рука» в будущем освобождении «предназначена» только лишь для «многих». Таким образом, обещание Торы: «И вернешься ты до Всевышнего, Б-га твоего, …и возвратит Всевышний Б-г твой», «в конце Израиль раскаются, в завершении изгнания и моментально они освобождаются», сказано в отношении «многих» и общности Израиля, а не в отношении единиц.
Однако на самом деле нельзя так сказать: как объясняет РАШИ на стих: «И вернет Всевышний Б-г твой…», что имеется в виду каждый еврей в частности, языком РАШИ: «Буквально держит за руку каждого человека, …будете собраны по одному сыновья Израиля». Ведь обещание освобождения и его форма «и вернет Всевышний» является продолжением и следствием причины освобождения: «И вернешься ты до Всевышнего, Б-га твоего», «в конце Израиль совершит раскаяние в завершении их изгнания», то есть, также тут говорится о каждом еврее в частности.
И также пишет Алтер Ребе, что каждый еврей «несомненно, в конце совершит раскаяние… ибо не будет отторгнут от Него ни один отверженный».
На основании этого понятно, что сюда включаются также злодеи, также те, которые не захотят выходить из изгнания — также их Всевышний пробудит к раскаянию и освободит из изгнания, как в явной форме сказано в писании: «И будет в тот день: вострубят в великий шофар, и придут пропавшие в земле ассирийской, и отверженные в земле египетской, и будут они поклоняться Всевышнему на горе святой в Иерусалиме». Что даже те, кто погрузился в своем изгнании, так, что стали «пропавшими» и «отверженными» и нет у них желания освободиться — также они пробудятся к раскаянию, вплоть до того, что придут «и поклонятся Всевышнему на горе святой в Иерусалиме».
И как уже говорилось много раз объяснение выражения наших мудрецов в ответе на вопрос сына-злодея в пасхальной агаде: «Если бы он был там, то не был бы освобожден». На первый взгляд удивительно: какая необходимость и польза сказать злодея, что он не имеет отношения к пасхальному сейдеру, являющемуся памятью о выходе из Египта? Объяснение таково: не является намерением оттолкнуть сына-злодея от сейдера и сообщить ему, что освобождение его не касается, а наоборот, в ответе ему подчеркивается, что только «там (в Египте) он бы не был освобожден», но в будущем освобождении, поскольку оно после дарования Торы, также и он освободится.
И само собой возникает вопрос об удивительном воздействии, осуществленном дарованием Торы, что с момента, когда Всевышний сказал: «Я — Б-г Всесильный твой», в единственном числе, привлекается Всевышний быть силой и жизненностью каждого еврея, по причине чего, каждый еврей, даже такой злодей, как он, ему гарантировано, что посредством силы Его, он, в конце концов, будет освобожден.
3. Однако необходимо понять:
1) Причина того, что Всевышний освободил сыновей Израиля из Египта, заключается в том, о чем говорится в нашей недельной главе: «Сын мой, первенец Израиль, и говорит тебе отошли сына моего…». То есть, с точки зрения связи «отца нашего» и «сыновей Израиля», являющихся «сыновьями Всевышнему». Понятно, что каждый из сыновей Израиля находившийся в Египте, даже наиболее низкие из них обладали статусом «сын мой, первенец Израиль», поскольку связь отца и сына является природной и сущностной, в которой не может быть никакого изменения. Как говорят мудрецы: «И так и так вы называетесь сыновьями» (и поэтому) «поменять вас на другой народ не могу» — и поскольку это так, почему же не освободились из Египта все сыновья Израиля?
2) В Египетском изгнании было несколько типов злодеев, и даже идолопоклонники, так что также при выходе из Египта «идол Михи прошел с ними», и, тем не менее, удостоились освободиться из Египта — почему же не освободились те, кто не хотел выйти из Египта?
4. Это становится понятно, если предварительно объяснить идею искупления в Йом-Кипур (день искупления) — по мнению рабби Йеуды а-Наси «Йом-Кипур искупает за все преступления, что в Торе, как за те, за которые человек раскаялся, так и за те, что не раскаялся». Однако «согласен рабби Йеуда (с мнением мудрецов), что за отсечение души за этот самый день (когда человек нарушил запрет изнурения или работы в сам Йом-Кипур), что Йом-Кипур не искупает. На первый взгляд, это также удивительно: поскольку «Йом-Кипур искупает за все преступления, что в Торе», то есть даже за самые суровые преступления, почему же он не искупает за «за этот самый день»?
Это объясняет Гаон из Рогачева: поскольку грех совершен в идее самого Йом-Кипура, то выходит, он сам находится в положения «причины» греха, если так не возможно, чтобы причиняющий грех, сам же и искупал за него — «обвинитель не становится защитником».
Объяснение через призму Торы хасидизма: в Йом-Кипур раскрывается в каждом еврее суть связи его души с Б-жественностью, по отношению к которой нет места для преступления и греха. Но в «этот самый день», поскольку грех причиняет ущерб и противостоит раскрытию этой связи, то снова не возможно, чтобы эта связь помогла искуплению греха.
Подобно этому в нашей ситуации:
Пробуждение и раскрытие сверху вывести сыновей Израиля из Египта было по причине раскрытия связи Всевышнего, «наш отец» с сыновьями Израиля, как говорилось выше. И поскольку эта связь сущностная — не возможно, чтобы в ней возникло изменение, поэтому освободились из Египта все сыны Израиля, даже злодеи, «и так и так они мои сыновья». Однако, те злодеи, которые отказались выходить из Египта (чтобы остаться рабами рабов — противоположно идее «вы Мои рабы» и ясно, что противоположно идее «сын Мой первенец Израиль»). Поскольку тем самым они выступили против раскрытия этой связи — невозможно, чтобы это раскрытие подействовало на них в идее освобождения из Египта (как говорилось выше буквами открытой Торы: «обвинитель не становится защитником»).
5. Но пока еще не понятно: желание не выходить из изгнания, подобно тому, как это противоречит связи Всевышнего и «сын Мой первенец Израиль» в освобождении до дарования Торы. Это также противоречит связи и единению, которое добавилось после дарования Торы (что «Я — Б-г Всесильный твой»: сила твоя и жизненность твоя), приводящих к будущему освобождению сыновей Израиля. Если так, то, основываясь на принципе «обвинитель не становится защитником», как же осуществится освобождение тех, кто не захочет выходить из изгнания в будущем освобождении?
Объяснение этой идее: в новости и достоинстве связи Всевышнего и сыновей Израиля, возникшей при даровании Торы мы находим две идеи:
1) В момент дарования Торы Всевышний выбрал Израиль, как видно также из закона «Шулхан Арух а-Рав»: «…когда говорит: «и выбрал нас (из всех народов и языков)» вспомнит о даровании Торы».
2) Сыновья Израиля стали «подчиненными» и рабами Всевышнего, как сказали мудрецы: «Ухо, которое слышало на горе Синай: «Ибо мне сыновья Израиля рабы, рабы мои они»…». И как сказано в нашей главе: «При выводе твоем народа из Египта будут служить Б-гу на этой горе». И обе это идеи соотносятся друг с другом.
6. И вот новость и преимущество в связи, возникшее посредством того, что Всевышний избрал сыновей Израиля, над связью с точки зрения того, что они «сыновья Всевышнего», станет понятно на основе идее выбора у человека внизу:
Мы явно видим, что когда человек выбирает какую-либо вещь, это его желание более сильно, чем его природное желание к какому-то предмету.
Причина этого такова: природа человек — ее содержание — характерные особенности его существования (и в соответствии с этой природой приходит также образ, характеристика и меры, которыми ограничены его силы, чувства и свойства…) поэтому, когда он хочет какую-то вещь по своей природе, то сила его желания соответствует силе и мере его природы.
Однако идея истинного выбора — он с точки зрения его сущности, как она выше ограничений природы человека. (Так как истинная идея выбора состоит в том, что у него (выбора) нет причин и смысла, то есть, нет склонности, обязывающий выбрать выбираемый предмет. А выбор является результатом свободного волеизъявления. Когда же выбирается вещь с точки зрения природы (его образа), то он вынужден в своем выборе в соответствии со своей природой).
Как видно также в самой идее выбора, что человек может выбрать также вещь противоположную тому, что по природе он должен хотеть, поэтому желание, являющееся результатом выбора более сильное, поскольку приходи от сущности.
И, как бы, подобно этому наверху: желание и любовь Всевышнего к сыновьям Израиля вследствие того, что они «сыновья Всевышнему» — «отец наш», подобны желанию и любви отца к сыну. То есть, связанность с точки зрения образа и частного аспекта (их отношений отец-сын), в отличие от момента дарования Торы, когда Всевышний выбрал Израиль, а выбор осуществляется сущностью выбирающего, которая выше любого образа, как говорилось выше. То есть, желание и связанность происходят из Сути и Сущности Благословенного, буквально, абстрагированного от всех образов.
И это достоинство повлияло также на связь сыновей Израиля и Всевышнего после дарования Торы — теперь оно будет не только с точки зрения природы и их образа, а с точки зрения их сути — это также смысл того, что возник в них при даровании Торы аспект рабов. Как объясняется в сборнике трактатов Ребе РАШАБа 5662 года разница между аспектом «сын» и «раб» в служении Всевышнему, «сын» — образ его служения соответствует природе его души — как природа сына тянуться за отцом в великой любви и цельном служении. Также и в душах, называющихся «сыновья» — их природа стремиться ко Всевышнему, пылая великой любовью и служа Ему… Однако это не является служением своими собственными силами и как результат собственного выбора, поэтому вовсе не называется служением.
В отличие от служения раба, которое не является следствием его природы, более того служение противоположно его природе. Только он сам, своей собственной силой связал себя и отдал себя на служение Всевышнему, Благословен Он. Вплоть до того, что полностью аннулировал себя по сути своего существования и не является более для себя сущностью и существованием вовсе, но все его существование — это только лишь существование его господина.
7. На основании этого становится понятна разница между освобождением из Египетского изгнания, из которого не освободились только те, кто не хотел освободиться — поскольку противопоставили себя раскрытию связи «отца, что в небесах» и «сыном первенцем Моим Израилем», осуществившей выход из Египта (обвинитель не становится защитником). И будущим освобождением, когда будет освобожден каждый еврей, также тот, кто не захочет выходить из изгнания, несмотря на то, что это также вроде противоречит раскрытию «Я — Всевышний, Б-г твой», являющегося источником будущего освобождения.
Поскольку эта связь сыновей Израиля и Всевышнего, основанная на том, что они «сыновья Его», со стороны природы, поэтому было возможно сыну Израиля (в Египте) воспротивиться этой природной связи силой своего свободного выбора. Поскольку он приходит из сущности (человека), что выше его природных ограничений, по этой причине не помогла связь эта вывести их из Египта, см. выше.
Однако после того как Всевышний выбрал сыновей Израиля в момент дарования Торы, то связь эта будучи со стороны выбора, то есть от Его Сути и Сущности буквально, подействовала также на сыновей Израиля, чтобы их связь со Всевышним была со стороны их сущности, и само собой во всей сути сущности их существования — то понятно снова (в сути) не возможно для еврея выступить против этой связи, поскольку своей сутью и сущностью он выбирает Б-жественность, а то, что на внешнем уровне он не хочет выходить из изгнания, то это противоречит истинности его сущностного выбора.
И поэтому понятно, что, в конце концов, раскроется его сущностный выбор, и он выберет Всевышнего своим уделом и жребием также в раскрытии, «и в конце (каждый) еврей совершит раскаяние, в конце их изгнания и моментально они освобождаются».