СБП. Дни Мошиаха! 19 Адара II 5784 г., шестой день недели Цав | 2024-03-29 08:39

А вы знаете, кто такой Йосеф?

Язычники верили в существование скрытых сил в природе. Когда они поклонялись природным явлениям, они поклонялись тому, что, по их мнению, является скрытыми силами каждого физического явления.

852 (0) мин.

Фараон не знал, кто такой Йосеф: два объяснения

Египетское рабство начинается с того, что «встал новый правитель над Египтом, который не знал Йосефа».

Талмуд, цитируемый РАШИ, приводит два мнения. Либо это был буквально новый фараон, который не знал о существовании Йосефа. Либо это был тот же самый фараон, который вел себя так, будто не знал Йосефа.

Второе мнение вполне логично. Фараон не испытывал благодарности за то, что сделал Йосеф для спасения его страны. Это именно тот урок, который хочет преподать Тора: не будь таким неблагодарным, как фараон.

Однако первое мнение о том, что он действительно был новым правителем, в некотором роде проблематично. Ведь не исключено, что новый правитель, живший через много лет после смерти Йосефа, не знал о его величии. Так какой же урок мы можем извлечь из того, что он не знал Йосефа?

Если же, наоборот, мы предположим, что это не совсем правдоподобно, что будущий фараон мог не знать о роли Йосефа, и что он поступил так, как будто не знал Йосефа, тогда между этими двумя мнениями практически нет разницы.

Йосеф или Цафнат Паанеах

Один из способов найти ответ на этот вопрос — вернуться к тому эпизоду, когда фараон выбрал Йосефа и назначил его наместником, вторым после самого фараона.

Тора сообщает нам о довольно удивительном факте. Фараон присвоил Йосефу имя «Цафнат Паанеах» — раскрывающий тайное. Это имя было дано ему потому, что он смог расшифровать скрытый смысл двух снов фараона.

Вполне вероятно, что имя, которое присвоил фараон Йосефу, прижилось и употреблялось египтянами, потому что это было имя на их языке. Имя же «Йосеф» осталось в употреблении среди евреев.

Отсюда понятно, почему он не знал Йосефа. Однако открытым остается вопрос, какой возможный урок о злодействе фараона мы можем извлечь из того, что он знал только египетское имя Иосефа. В этом нет ничего плохого.

Раскрытие тайного или преобразование

Прежде чем ответить на этот вопрос, мы должны проанализировать концептуальную разницу между двумя именами Йосефа.

Цафнат Паанеах означает раскрытие чего-то, что уже существует; это просто нужно раскрыть. Имя Йосеф содержит в себе идею увеличения и преобразования.

Существует качественное и фундаментальное различие между раскрытием того, что скрыто, и идеей увеличения. В первом случае речь идет только о том, что уже существует и затем раскрывается; здесь нет никакой новой динамики. Смысл слова «увеличение» заключается в инновации, революции и трансформации. Имя Йосеф воплощает в себе потенциал выхода за пределы того, что уже существует, будь то явное или скрытое под поверхностью.

Теологические различия

В теологическом плане разница между двумя именами, Йосеф и Цафнат Паанеах — это разница между язычеством и монотеизмом.

Язычники верили в существование скрытых сил в пределах физического мира. Когда они поклонялись природным явлениям, они поклонялись тому, что, по их мнению, являлось скрытыми силами каждого физического явления. Таким образом, они поклонялись нескольким божествам, потому что считали, что существуют различные силы, соответствующие различным физическим объектам и природным явлениям.

Поэтому фараон был потрясен тем, что Йосеф расшифровал два его сна. Фараон, с его языческим образом мышления, был поражен тем, что Йосеф смог расшифровать сны, потому что это было свидетельством его способности проникать в скрытые аспекты окружающего мира и использовать эти силы на благо общества.

При этом Йосеф объяснил фараону, что это не его собственная сила, а могущество трансцендентного Б-га, который создает природу, ее явные и скрытые измерения, и поэтому может управлять и даже изменять ее законы. Тем не менее, фараон не воспринял эту истину и настаивал на том, чтобы именовать Йосефа Цафнат Паанеах — тем, кто контактирует со скрытыми слоями природы и может извлекать эти силы в наш мир.

Не могли узнать Йосефа

Вышесказанное может также объяснить, почему братья Йосефа не узнали его, когда встретились для покупки зерна во время голода.

Йосеф был необычным человеком и бунтарем. Также он был новатором и пророком, который, по своей сущности, мыслит нестандартно.

Само имя «Йосеф» указывает на то, что он обладал силой полного преобразования. Его звали Йосеф, потому что его мать Рахель сказала: «Пусть Б-г добавит мне еще одного сына». Хасидское толкование этой фразы заключается в том, что Йосеф обладал силой превращать «другого», чужого человека в сына. Йосеф мог взять того, кто был полностью отчужден от Б-га, и преобразовать его в сына, в дитя Б-га. Это озадачивало его братьев. Им было не по себе, потому что они чувствовали, что способны раскрыть лишь скрытый потенциал человека. Они не могли понять, как можно достичь полного преобразования, для чего необходимо присутствие трансцендентной силы, которая, по их мнению, недоступна.

Конечно, братья Йосефа были абсолютными монотеистами. Но поскольку они жили до дарования Торы на горе Синай, когда Б-г открыл Свою трансцендентную сущность, они не могли понять, как Йосеф уже находился в контакте с этой трансцендентной динамикой.

Поэтому, когда они пришли в Египет и столкнулись лицом к лицу с Цафнат Паанеах, они не узнали Йосефа, поскольку знали его не только как раскрывающего тайное. В их понимании Йосеф отбрасывал идею о том, что мы — сформировавшиеся существа, и максимум, что мы можем сделать, — это раскрыть свой скрытый потенциал. Несмотря на то, что они знали его как сновидца, его мечты были радикальными и революционными; о том, что однажды он будет властвовать даже над своими родителями!

Йосеф, которого они знали, не был похож на Цафнат Паанеах, которого они встретили в Египте потому что его имя указывало только на то, что мы можем раскрыть уже имеющиеся привычные силы.

Теперь мы можем понять, что имеет в виду Тора, когда говорит, что новый правитель не узнал Йосефа. Он вспомнил Цафнат Паанеах, того, кто мог использовать скрытые природные силы. Однако он не узнал «Йосефа», того, кто привлекал трансцендентную божественную силу, способную полностью изменить законы природы.

Это способствовало тому, что фараон стал издавать указы против еврейского народа и был уверен в том, что он может использовать мощные скрытые силы для победы над еврейским народом.

Фараон не знает Б-га

Этот же фараон заявляет Моше и Аарону: «Я не знаю Б-га». Имя Б-га здесь — Тетраграмматон [состоящий из ивритских букв «юд, эй, вав, эй»], который относится к тому проявлению Б-га, которое вне законов природы. Фараон был готов признать Б-га, в самой природе и обладающего властью, способной высвободить скрытую силу природы. Ему было чуждо представление о едином Б-ге, Который вне законов природы.

Все поменялось на горе Синай

Йосеф и Моше были действительно уникальны. Только они смогли проникнуть в трансцендентную суть Всевышнего. Даже праотцы еврейского народа не были удостоены этой возможности, о чем Тора прямо говорит в начале следующей недельной главы: «Я открыл Себя Аврааму, Ицхаку и Яакову под именем Всемогущий Б-г, но под Моим [истинным] именем Тетраграмматон Я не был им известен».

Однако на горе Синай эта сила была заложена в душу каждого еврея. На Синае, когда Всевышний провозгласил: «Я — Б-г, Всесильный твой...», наш потенциал изменился: от способности раскрыть ограниченную божественную силу, связанную с именем «Элоким» (силу, заключенную в природе), до способности раскрытия трансцендентной силы, позволяющей нам полностью преобразить себя и окружающий нас мир.

И хотя мы обладаем этим потенциалом еще с момента дарования Торы на горе Синай, Б-г хотел, чтобы мы работали над раскрытием этого потенциала через наши действия; посвящение себя Его заповедям, даже если у нас возникают естественные трудности.

Когда мы все, как один народ, накопим необходимое количество заповедей, наступит эра Мошиаха, и весь мир признает эту трансцендентную силу Йосефа.

Опубликовано: 06.01.2023 Комментарии: 0 Поддержите сайт
Читайте еще:
Ошибка в тексте? Выделите ее и
нажмите Ctrl + Enter