СБП. Дни Мошиаха! 17 Нисана 5784 г., пятый день недели Ахарэй | 2024-04-25 10:38

Строим жилище для Всевышнего: кирпичик за кирпичиком

Но почему именно глина и кирпичи? Почему не камни, используемые в строительстве? Например, еврейский народ был бы, не дай Б-г, отягощен дополнительными часами работы, добывая камень или, может быть, даже мрамор?

Перевод:Д. Беляев 15.01.2023 765 мин.

Начнем с шутки. В каждом пожилом человеке есть огромное количество полезных ископаемых. У него золото в зубах, камни в почках, сахар в крови, железо в артериях, платина в суставах и избыток натрия в организме…

Кирпичный бизнес

Наша недельная глава Торы «Шмот» начинает новую книгу Торы. В начале недельной главы нам рассказывают об удивительном росте численности еврейского народа в Египте и о страхе египтян, что евреи могут их в дальнейшем уничтожить. Злому фараону удается превратить евреев в рабов, и они страдают в Египте от тяжелого подневольного труда, делая кирпичи и строя города.

Тора сосредотачивается на подробном описании работы, которую египтяне заставляли их выполнять, что кажется малозначительным. «И горькою делали жизнь их тяжкой работою с глиной и с кирпичами, и всякой работою в поле, — и вся их работа, которою их порабощали». Первый вид работы, описанный в стихе, — это «с глиной и кирпичами», и именно этот труд принес с собой всю остальную работу, о которой речь пойдет позже. Как сказано в Талмуде («Сота» 11б), «Рава сказал: Сначала глиной и кирпичами, а в конечном итоге — всеми видами работ в поле, всеми работами».

Даже последующие тяготы рабства очень сильно связаны с… кирпичами! Чем был обеспокоен фараон? Что побуждало его заставлять евреев работать еще тяжелее? Тот факт, что они не сделали достаточно кирпичей! Почему Торе было так важно рассказать нам о кирпичах? Не может быть, что бы Тора превратилась в пособие по строительству в стиле «сделай сам», а главное, что мы можем извлечь из этого в преддверии истинного и полного Освобождения?

Все мы знаем знаменитый мидраш («Танхума» гл. «Насо» 16): «Пожелал Пресвятой, Благословен Он, чтобы было у Него жилище в нижних мирах». В хасидизме мы находим обширные объяснения к этому мидрашу, но если говорить простыми словами, то в мидраше говорится, что цель создания Всевышнего — это его жилище в нижнем мире, чтобы существовала реальность низших миров, в которых Всевышний скрыт, настолько, что можно было бы предположить, не дай Б-г, что Он не существует. Именно в этих нижних мирах будет раскрыт высший Б-жественный духовный уровень «аспект сущности Всевышнего».

Как человек из плоти и крови может «привлечь» эти высочайшие уровни Б-жественности? Исключительно, используя силу Торы и заповедей. Каждая заповедь, которую совершает еврей, добавляет «камень» или «кирпич» в Храме Всевышнего, делая весь мир жилищем для Него.

Такой новый подход также поможет нам найти ответ на вопрос о начале рабства в Египте и использовании «глины и кирпичей». В святой книге «Зоар» говорится, что противоположная святости сторона подобна «обезьяне рядом с человеком», то есть она подражает святости и имитирует ее, подобно тому, как обезьяна копирует движения человека, которого видит. Поэтому, как в святости главным в служении Б-гу, целью, ради которой был создан мир, является работа «строительства» — создание жилища для Всевышнего в нижних мирах, так и в клипе основное [противостояние святости через принуждение к] тяжелому и рабскому труду проявилось в строительстве огромных городов для фараона в Египте.

Но почему именно глина и кирпичи? Почему не камни, используемые в строительстве? Например, еврейский народ был бы, не дай Б-г, отягощен дополнительными часами работы, добывая камень или, может быть, даже мрамор?

Разница кирпича и камня

В хасидизме («Тора Ор», гл. «Мишпатим») есть глубокое объяснение разницы между камнями и кирпичами. Камень высекают из горы; он находится в природе, создан Всевышним. Человеку нужно только добыть его, а затем придать ему нужную форму. Кирпичи, с другой стороны, сделаны человеком. Нужно взять землю и воду, поместить это в печь, и получится кирпич.

В святости тоже есть это различие между камнями (сделанными Б-гом), указывающее на более высокий уровень, и кирпичами (сделанными человеком). На языке каббалы и хасидизма камень представляет собой «пробуждение Свыше» (высшая сила), в то время как кирпичи представляют собой «пробуждение снизу» (личное стремление, идущее снизу).

Чтобы достичь цели творения, жилища внизу, нам нужны «кирпичи» — самодвижущаяся работа, исходящая от обитателей низменного царства. Жилище не может быть построено из «камней» — духовного пробуждения Свыше.

Если бы Б-г изначально создал мир таким образом, чтобы Б-жественный свет сиял открыто и в явном виде, то никогда не было бы «низших миров», не было бы ничего, что противостояло бы Б-гу, даже в форме иллюзии.

В частности, когда творение создано путем сокрытия, как была создана тьма, состояние, скрывающее Б-жественность, и внутри этого сокрытия существует еврей, обладатель Б-жественной души в физическом теле, учащий Тору и исполняющий заповеди, он превращает тьму в свет. Следовательно, Б-жественный свет Творца проникает даже в места тьмы, места нечистоты и клипы, и поднимает их вместе со всем миром к Б-жественности. Так создается обитель в нижних мирах!

Египтяне хотели для себя того же, чего хочет для себя святость, и так же, как главной целью сотворения мира является не откровение Б-жественности свыше, сравнимое с камнем, а работа евреев здесь, внизу, сравнимая с кирпичами, так и в Египте главной рабской работой были кирпичи: с их помощью строили большие города для фараона-злодея.

Жилище внизу можно построить только посредством труда, усилий, крови, пота и слез, а не думая, что я могу просто держаться в стороне и ждать, пока кто-то другой сделает работу вместо меня, или что Б-г пошлет ангела, чтобы все исправить. Это важное послание, которое Тора хочет донести до нас, сосредоточившись на «глине и кирпичах». Именно по этой причине египетское изгнание началось с «глины и кирпичей», потому что именно с помощью кирпичей мы вошли в изгнание и с помощью кирпичей мы выйдем из изгнания!

В заключение мы приведем историю, которая подчеркивает именно этот момент.

Король позвал четырех знаменитых художников и велел каждому из них нарисовать огромную картину на одной из стен комнаты. Король сказал, что каждый художник получит 1500 рублей за свою картину, а художник, который сделает самую красивую картину, получит премию в 250 рублей. Условием было то, что картина должна быть готова через месяц.

Три художника сразу же принялись за работу, и уже через несколько дней можно было увидеть начало их творчества. Один изобразил короля на могучем коне, другой работал над захватывающим дух пейзажем, а третий — над главной улицей королевства. Что касается четвертой стены, то здесь ничего не было. Она оставалась пустой.

Настал назначенный день, и художники встали каждый у своей стены. Вошел король. Три стены были украшены работами художников, а четвертая стена была покрыта простыней.

После того как каждый художник рассказал о своей картине, король обратился к четвертому художнику. Художник снял простыню, и перед изумленными глазами всех предстало огромное зеркало, в котором они увидели отражение картины на противоположной стене.

Король позвал своего слугу и велел ему принести к трем картинам на стенах сундук с деньгами. «А как же я?» — спросил четвертый художник.

«Смотри, — сказал король, — вот твой сундук» и показал на отражение сундука художника напротив. Источник: Building a Dwelling for Hashem Brick by Brick

Комментарии: 0 Поддержите сайт
Читайте еще:
Ошибка в тексте? Выделите ее и
нажмите Ctrl + Enter