Как имена сынов Израиля связаны с Геулой?
Недельная глава Торы «Шмот» начинается так: «И вот имена сынов Израиля, пришедших в Египет... Реувен, Шимон, Леви и Йеуда...» В мидраше сказано, что каждое из этих имен связано с Освобождением. То есть, имена, данные евреям в период, предшествующий спуску в египетское изгнание, уже говорят нам о будущем Освобождении из Египта.
Но, внимательно изучив источники, мы видим, что речь идет не только об Освобождении из Египта, но здесь существует указание и на окончательное Освобождение. Об этом также объясняется в мидраше. Например, имя «Йосеф» (от слова «добавить») намекает на сказанное Всевышним, что в будущем Он добавит последнее освобождение.
Ребе Король Мошиах спрашивает, если в Торе говорится о спуске в изгнание, то, как можно понять, что при этом имеется в виду освобождение? Тем более, последнее?
Возникает еще один вопрос. Мы часто говорим, что Тора — это не сборник историй, повествующих о нашем прошлом. Тора учит нас, как вести себя в повседневной жизни, как правильно поступить в том или ином случае. Но если мы учим этот отрывок из недельной главы сейчас, то, как же может эта информация повлиять на нашу жизнь и изменить ее?
Изгнание — это часть Освобождения
Отвечая на эти вопросы, Ребе открывает нам потрясающую вещь. Оказывается, все, что связано со спуском в изгнание и рабством, является в действительности началом освобождения. А временный упадок — лишь поверхностное явление. На самом деле, начало изгнания послужило не только отправным пунктом для последующего выхода из него, но и само стало началом этого выхода, началом освобождения. Именно поэтому мидраш говорит, что имена евреев, перечисленные здесь (во время их спуска в Египет), это уже намек на их освобождение.
Как понимать это? Давайте посмотрим...
Исход из Египта — также во время изгнания
В Мишне сказано, что необходимо все дни нашей жизни помнить об исходе из Египта. То есть, как днем, так и вечером мы должны читать молитву «Шма Исраэль», в которой есть слова: «Я Б-г Всесильный, который вывел вас из земли египетской».
Ребе объясняет, что исход из Египта является не только одним из важнейших событий в нашей истории, но также одним из столпов иудаизма. Главным образом, это проявляется в духовном смысле. Смысл исхода из Египта заключается в том, что мы должны победить в себе злое начало, выйти из своих собственных телесных ограничений и делать только то, что диктует нам доброе начало: изучать Тору, соблюдать заповеди и посредством этого связываться со Всевышним.
Мудрецы подчеркивают, что и ночью необходимо вспоминать об исходе. Это значит, что даже в ситуациях, тяжелых, как ночь, во время изгнания, когда свет Всевышнего не светит нам, и мы блуждаем в духовном мраке, — даже тогда исход из Египта дает нам силы преодолеть все преграды и препятствия и связаться со Всевышним, как это было во время исхода из Египта и как произойдет в Дни Мошиаха.
Суть исхода в том, что даже во мраке изгнания мы чувствуем освобождение.
Заметим, что мудрец Мишны, который объяснил нам, почему необходимо вспоминать об исходе, — это рабби Элазар бен Азария. И было это в день, когда его избрали главой евреев. Исходя из этого, Ребе учит нас, что задача главы поколения заключается в том, что он связывает евреев, находящихся в изгнании, с освобождением. Поэтому в день, когда рабби Элазар был избран главой, он обучал всех тому, что каждый еврей связан с освобождением.
Любопытно, что именно такая же ситуация случилась с самим Ребе в 1951 году, когда он принял бразды правления еврейским народом и в своем первом выступлении объяснил задачу нашего поколения, сравнив его с поколением исхода.
Сегодня все это — Геула
Теперь мы можем понять, почему перечисление евреев, спускающихся в Египет, намекает на их освобождение в будущем.
Смысл спуска заключается в том, что даже во время духовного мрака и ограничений мы должны почувствовать вкус освобождения. Поэтому сам этот спуск уже является началом освобождения.
И что мы должны учить из этого? То, что каждый день в изгнании мы должны чувствовать себя, как в Египте, и желать освобождения.
Теперь, когда мы видим, что спуск в изгнание является частью освобождения, мы можем сейчас, во время нашего изгнания, переосмыслить его и показать всем, что на самом деле мы находимся в процессе Освобождения.
Вывод
Все, сказанное здесь, подтверждает, что работа евреев в эти дни заключается в приближении Дней Мошиаха. Нужно раскрыть всем, что мы живем во время начала освобождения. И это достигается тем, что мы готовимся сами и готовим других к Дням Мошиаха.
Ребе дает также практический совет. В связи с приближением дня кончины РАМБАМа (20 Тевета) следует начать изучать каждый день книгу РАМБАМа «Мишне Тора» или (для женщин и детей) «Книгу заповедей». И особенно важно при этом обратить свое внимание на заповеди, связанные с Мошиахом — 11 и 12 главы «Законов о Королях».