СБП. Дни Мошиаха! 8 Нисана 5784 г., третий день недели Мецора | 2024-04-16 13:19

Новый или старый фараон

Сказано в Торе, что встал новый фараон над Египтом. Возникает вопрос — был ли это тот самый фараон издавший новые указы, или это был совершенно другой человек?

Источник: «Ликутей Сихот» том 16, стр. 1-12 11.01.2012 3793 мин.

Сказано в Торе (глава «Шмот» 1:8) «И встал новый фараон над Египтом, который не знал Йосефа». РАШИ цитирует слова «И встал новый фараон» и объясняет так: «Рав и Шмуэль (расходятся во мнениях). Один говорит, (что это) действительно новый (фараон). Другой говорит, что новыми были (только) его указы».

Ребе Король Мошиах говорит, что хотя РАШИ объясняет только смысл слова «новый» (новый фараон или новые указы), он все-таки цитирует в начальной фразе слова «и встал… фараон», так как слово «встал» подкрепляет второе объяснение (ведь не сказано «и начал править»), а слово «фараон» подкрепляет первое объяснение. И как объяснили наши учителя (трактат «Эйрувин» 53а): «Почему есть мнение, что новый в простом смысле — так как написано „новый». А почему есть мнение, что обновились его декреты — так как не написано: „и умер, и воцарился…“».

Почему РАШИ приводит два объяснения?

Трудность в первом объяснении: если речь идет о совершенно другом человеке, то почему не сказано «и вступил на престол новый фараон»?

Трудность во втором объяснении: «и встал новый фараон» означают, что самый фараон был новый.

И первое объяснение более близко к простому смыслу Торы, так как:

1. Легче всего объяснить слово «новый» в простом смысле.

2. Для второго объяснения нужно объяснить слова «который не знал Йосефа» так: «делал вид, будто не знал его».

3. Можно объяснить трудность в этом комментарии таки образом: Тора описывает здесь ситуацию, в которой находился еврейский народ в Египте (а не рассказывает историю жизни египетских фараонов) и поэтому подчеркивается только результат того, что «воцарился» — что встал над ними фараон с новыми указами.

От имени сказавшего

Говоря «и встал новый фараон», Тора хочет подчеркнуть, что тот факт, что фараон издал такой указ против евреев, несмотря на то благо, которое принес Йосеф в Египет, было из-за его злодейства и злобы в сердце. Ведь, по мнению, что «новыми были (только) его указы», несомненно, в этом проявилось его неблагодарность по отношению к Йосефу. И также, по мнению, что это был «действительно новый фараон» — невозможно, чтобы этот фараон не слышал и не знал о том, что сделал Йосеф (и когда он сказал «как бы он не умножился… примкнет и он к ненавистникам нашим и станет бороться с нами, и выйдет из страны», то это был только предлог).

И в этом расходятся во мнениях Рав и Шмуэль: Рав подчеркивает плохое отношение между человеком и Творцом, а Шмуэль — между людьми.

И Ребе Король Мошиах дает нам объяснение этого комментария на основании правил толкования комментариев РАШИ:

«Действительно новый» — согласно этому объяснению плохое отношение между человеком и Творцом было очень серьезным. Ведь будучи новым фараоном, он не мог сказать, что так как евреи приняли его власть прибыв в Египет, то это знак того, что с Небес передали ему власть над евреями и он может делать с ними все, что пожелает. А плохое отношение между людьми не было слишком сильным, ведь Йосеф никогда не делал ничего хорошего этому фараону.

«Новыми были (только) его указы» — согласно этому объяснению, особенно сильной было злое отношение между людьми, ведь этот фараон был обязан Йосефу, а в отношении Небес у него было отговорка, что евреи пришли в его владения и приняли его власть, то есть с Небес передали их под его власть и он может делать все, что пожелает.

Комментарии: 0 Поддержите сайт
Читайте еще:
Ошибка в тексте? Выделите ее и
нажмите Ctrl + Enter