Вот, изгнание сравнивается с беременностью. А Освобождение и Дни Мошиаха, да наступят они как можно скорее, сравниваются с родами, как сказано (Йешаяу 66:8): «А вот (едва начала) мучиться родами, как родила (дочь) Сиона сыновей своих». Когда евреи находятся в беде, не дай Б-г, об этом сказано (Йешаяу 37:3): «Ибо дошли младенцы до места родов, а нет силы родить». Также муки перед приходом Мошиаха называются родовыми муками, как сказано (Ошея 13:13): «Муки роженицы постигнут его». И также во время освобождения из Египта пророк Йехезкель сравнил все с рождением ребёнка, как сказано (Йехезкель 16:4): «И (вот) рождение твое: в день рождения твоего не отрезали пуповины у тебя».
Для того, чтобы понять это сравнение, нужно понять, что представляет собой беременность. Вот, сказали наши учителя (трактат «Нида» 30б): «Толковал рабби Самлай: На что похож плод в утробе матери? — На сложенную табличку для письма: голова — между коленями, пятки поджаты к спине... И он ест то, что его мать ест. Рот его закрыт, пупок открыт, а когда выходит в этот мир — то, что закрыто, открывается, а открытое — закрывается и т.д.».
То есть у плода есть все органы тела: голова, глаза и уши, но его голова сложена и находится между коленями, то есть она не выполняет свою функцию — не думает и не размышляет. Также и глаза есть у него, но он ими не видит. И уши есть у него, но он не слышит. Также и пища его — хотя он питается тем, что ест его мать, эта еда проходит не через рот, а через пуповину только в кишечник для роста тела, как это видно, что после девяти месяцев беременности его тело увеличивается в размерах.
Но так как пища поступает через рот для того, чтобы отправить жизненную силу в сердце, а оттуда в мозг, являющиеся органами дыхания, то хотя все органы тела уже сформировались и есть у него также органы дыхания, в любом случае в нем нет духа жизни до тех пор, пока он не появляется на свет. Тогда он издаёт крик, как сказали наши учителя, что это признак родов... Поэтому он не распределяет жизненную силу в органы дыхания, а только в органы пищеварения через его пупок, где находится кишечник, органы пищеварения. А его голова со всеми органами дыхания не используется, ибо они как бы мертвы, и потому голова его лежит между его коленей, потому что у него нет жизненной силы.
Все это является примером поведения еврейского народа во время изгнания, как сказано (Ирмияу 26:30): «Всевышний возгремит с высоты и из святого жилища Своего подаст голос Свой». Объяснение этого даётся в книге «Зоар», что Всевышний поднялся вверх и сказано (Ирмияу 31:14): «Рахель оплакивает сыновей своих... ибо не стало их». В книге «Зоар» объясняется, что речь идёт о Всевышнем, что «Его нет» — Он удалил Свое присутствие и раскрытие Божественного здесь, внизу. Теперь нам может показаться, что мир похож на нечто самостоятельное, как сказано (Йешайа 6:10): «Отучнело сердце народа этого и отяжелели (оглохли) уши его, и глаза его отвращены, чтобы не узрел он глазами своими, и не услышал ушами своими», хотя сказано (Дварим 4:39): «Знай же ныне и возложи на сердце твое, что Б-г есть Б-г на небесах, вверху, и на земле, внизу; нет более». И даже влияние заповедей и добрых дел, являющихся пищей для души, не поступает к ним через органы дыхания для распределения жизненной силы в сердце и мозг, чтобы познать Всевышнего и любить Его, служить Ему всем сердцем, когда душа стремится к Нему всеми силами, что ощущается в сердце как пылающий огонь и и жажда... Как сказано (Йешаяу 29:13): «Стало благоговение их предо Мною затверженной заповедью людей». Это только физическое действие, которое делается с холодностью...
В этом заключается основная идея изгнания в духовном смысле. А суть совершенства Дней Мошиаха — это рождение и раскрытие света Всевышнего в самых глубинах душ и сердец, как сказано (Йешайа 40:5): «И явится слава Всевышнего, и увидит всякая плоть разом» и ещё сказано (Йешайа 52:8): «Ибо воочию увидят»...