СБП. Дни Мошиаха! 15 Швата 5785 г., пятый день недели Итро | 2025-02-12 19:01

15 Швата — новый год деревьев

15 Швата:   Новый год деревьев15 Швата: Новый год деревьев
Необходимо брать пример с дерева и постоянно растиБрать пример с дерева и постоянно расти
Когда не надо обращать внимание на чувства?Когда не надо обращать внимание на чувства?
Выступление Ребе в канун «Нового года деревьев» (1992)Выступление Ребе в канун «Нового года деревьев» (1992)

Осветите мир Торой

Практический урок, извлеченный из этого, прост: мы должны усилить изучение наследия Алтер Ребе. Как в раскрытой Торе — изучая «Шулхан Арух», так и в тайной Торе — начиная с книги «Тания» и других его трудов («Тора Ор» и «Ликутей Тора»).

Перевод:Д. Беляев 14.01.2025 0 167 мин.

Начнем с шутки. Что сказал отец матери, которая жаловалась, что ребенок грызет ее телефон? «Не волнуйся, это кошерный телефон!»

Да будет свет

Хорошо известны слова мудрецов о том, что недельная глава связана со временем года, в которое она читается. Недельная глава «Ваэра» всегда читается около 24 Тевета, в день кончины Алтер Ребе, и это указывает на то, что между недельной главой «Ваэра» и Алтер Ребе существует особая связь, но в чем именно она заключается?

Ребе Король Мошиах находит интересную связь между началом недельной главы и основателями хасидизма, в том числе Алтер Ребе, основателем хасидизма ХАБАД. Недельная глава «Ваэра» начинается с ответа Б-га на претензии Моше в конце предыдущей недельной главы: «Зачем Ты принес вред этому народу, зачем послал меня?!» Б-г начинает недельную главу «Ваэра» с длинного и замысловатого ответа: «И Я явил Себя Аврааму, Ицхаку и Яакову как Б-г Всемогущий».

Ребе сравнивает основателей хасидизма (Баал-Шем-Това, Магида и Алтер Ребе) с праотцами всего еврейского народа — Авраамом, Ицхаком и Яаковом. Подобно тому, как Всевышний открылся праотцам как Б-г Всемогущий, и через это праотцы раскрыли божественность в мире, так и «отцы» хасидизма раскрыли внутреннее измерение Торы в мире, через которое Б-г раскрывается в нем. Проще говоря, работа как еврейских патриархов, так и основателей хасидизма, привела к значительным изменениям в отношениях мира с Творцом, поскольку они раскрыли Творца и Его Тору в реальности мира.

Ребе даже находит удивительное выражение этой особой связи. Имя Б-га, которое было открыто праотцам: «Всемогущий» («Шин-Далет-Йуд») — это аббревиатура имен основателей хасидизма: Шнеур(-Залман), Довбер и Исраэль!

Эта особая связь продолжается. Как работа праотцов была подготовкой к исходу из Египта и дарованию Торы (как прямо говорится в следующих стихах, что Б-г поклялся праотцам искупить их детей и привести их в землю обетованную), так и работа основателей хасидизма служит подготовкой к истинному и полному освобождению и будущему унаследованию Земли Израиля.

Все это хорошо, но что особенного в Алтер Ребе? Очевидно, что, согласно приведенному выше объяснению, недельная глава «Ваэра» в своих начальных стихах связана со всеми отцами хасидизма точно таким же образом. Так где же особая связь между недельной главой и Алтер Ребе?

Если в начале недельной главы мы находим намек на имена всех основателей хасидизма, то в названии недельной главы («Ваэра») содержится конкретный намек на имя Алтер Ребе: Слово «Ваэра» состоит из букв «Ор-Алеф». Дополнительный «алеф» — это аббревиатура слова «ор» (свет). Таким образом, в названии главы на слово «свет» намекают дважды: один раз явно («ор»), а другой раз в виде намека и аббревиатуры («а»). Это соответствует имени Алтер Ребе — «Шнеур» (два света), названного так потому, что он осветил мир двумя светами: явным светом — раскрытой Торой, составив «Шулхан-Арух», и скрытым светом — хасидскими учениями, составив книгу «Тания».

Найдутся те, кто поднимет бровь в удивлении: гематрии или аббревиатуры, намеки и словосочетания — это не путь ХАБАДа. Создается впечатление, что здесь нет никакого существенного концептуального объяснения связи между недельной главой и Алтер Ребе, а лишь намеки на некую смутную связь. Но Ребе Король Мошиах подробно объясняет эту особую связь. Праотцы проложили путь к дарованию Торы, а основатели хасидизма — к внутренним измерениям Торы.

Яркий свет

Среди праоснователей особенно преуспел в своей связи с Торой третий праотец, Яаков. Именно он не спал четырнадцать лет в учебном доме Шема и Эвера. Именно он работал над созданием первой йешивы в Египте (прежде чем спуститься туда). И именно он символизирует (в духовных вопросах) третий столп, на котором стоит мир, — Тору (в то время как Авраам символизирует столп доброты, а Ицхак — столп служения молитвой). То же самое касается третьего основателя хасидизма, Алтер Ребе, который был известен своей эрудицией в Торе намного больше, чем кто-либо другой. Именно он поразил мир Торы своими важнейшими трудами, и именно его все (даже его противники!) называли «Рав», причем с определенным артиклем.

Эта связь между Яаковом и Алтер Ребе особенно ярко проявляется в связи с Освобождением. Как уже говорилось выше, работа праотцов привела к раскрытию в мире Имени «Шин-Далет-Йуд», что послужило подготовкой к раскрытию четырехбуквенного Имени во время дарования Торы. Эта подготовка особенно подчеркивается в случае с Яаковом, поскольку именно на его примере мы видим, как жизнь с Торой приводит к полному раскрытию божественности в мире. Именно на него выпало больше всего бед — гнев Эсава, Лавана, Дины и Йосефа (недостаточно?!), и именно он остался в полном совершенстве, не только он, но и его семья, его дети и его хозяйство; даже мирские дела, которыми он занимался, были абсолютно цельными. Каким образом? Благодаря силе Торы! Здесь мы видим, что благодаря силе Торы и божественному откровению, которое приходит через нее, можно достичь всего, в том числе и добиться Освобождения!

Точно так же и Алтер Ребе: именно он раскрыл «суть» внутреннего измерения Торы и привил ей интеллектуальное понимание и постижение, причем настолько, что внутренняя Тора проникает в глубины человеческой реальности и меняет ее изнутри, а когда меняется разум, меняется и сердце, а когда меняется сердце, вся реальность человека становится реальностью святости, пока «сама природа не станет божественной», и это точное, окончательное описание полного Освобождения!

Практический урок, извлеченный из этого, прост: мы должны усилить изучение наследия Алтер Ребе. Как в раскрытой Торе — изучая «Шулхан Арух», так и в тайной Торе — начиная с книги «Тания» и других его трудов («Тора Ор» и «Ликутей Тора»).

Ребе добавил, что это указание относится и к женщинам, и даже завершил беседу интересным фактом, что его мать, ребецн Хана, до замужества занималась копированием хасидских трактатов, которые поступали в дом ее отца, рабби Меир-Шломо Яновского, раввина из Николаева, который был хасидом времен Ребе МААРАШа. Она делала это с точностью и быстротой, чтобы удовлетворить потребность и жажду, существовавшую тогда среди хасидов, изучить новый трактат от Ребе. Таким образом, если более ста лет назад женщины занимались глубоким хасидским маамаром, то тем более сегодня, в канун истинного и полного Освобождения.

Сила Алтер Ребе

В завершение расскажем о силе Алтер Ребе, способной изменить мир с помощью Торы.

Когда Алтер Ребе приехал в Лиозно, он был еще молодым человеком, и не многие признавали его величие. Однажды Алтер Ребе продемонстрировал чудо, и миснагдим, жившие в городе, отнеслись к этому недоброжелательно. Они потребовали, чтобы молодой человек предстал перед витебским раввинским судом и объяснил свои действия.

Стоя перед судом, Алтер Ребе сообщил, что ему нечего сказать, но он может только рассказать историю, которую слышал от своего учителя, Магида.

Это случилось еще до того, как имя Баал-Шем-Това стало известным во всем мире. Однажды он продемонстрировал чудо в городе Броды. Горожане забеспокоились, что его сила творить чудеса исходит не из святых источников, не дай Б-г, и хотели отлучить его от общины.

Баал-Шем-Тов сказал им, что он совершил чудо не своей силой, а в сотрудничестве с Абайе. Он объяснил свои слова тем, что первые буквы стиха «[И] если сотворит Б-г» образуют имя «Абайе». Таким образом, сила творить чудеса исходит от Абайе…

Люди спросили Баал-Шем-Това, что первое слово начинается с «вав», а не с «алеф», так где же тогда инициалы «Абайе»?». Баал-Шем-Тов ответил, что даже Абайе не мог ничего сделать без этой буквы «вав», которая намекает на «низведение» и раскрытие Торы. Абайе был первоисточником Устной Торы, а только с помощью Торы можно изменить мир. Благодаря предшествующему «вав» Абайе мог творить такие грандиозные чудеса, которые полностью противоречили природе мира.

Главный грех Кораха и его собрания заключался в том, что они «собрались против Б-га», они выступали против поведения, которое было выше путей природы.

«И не умерли сыновья Кораха», они есть во всех поколениях… — заключил Алтер Ребе, и послание было хорошо понято.

Комментарии: 0 Поддержите сайт
Читайте еще:
Ошибка? Выделите ее и нажмите Ctrl + Enter