Сказано в Торе («Ваэра» 7:8-12): «И сказал Б-г Моше и Аарону так: Когда будет говорить вам Паро так: „Дайте о себе чудо (в подтверждение)“ — ты скажи Аарону: „Возьми твой посох и брось пред Паро“, — он станет рептилией». РАШИ, кстати, объясняет, что это был [не крокодил, а] змей. После этого сказано: «И призвал также Паро мудрецов и чародеев, и сделали также они, маги (ворожеи) Египта, своими заклинаниями то же. И они бросили каждый свой посох, и стали (посохи) рептилиями, и поглотил посох Аарона их посохи». Это значит, что змей Аарона превратился после этого в посох, который поглотил все посохи египтян.
Нужно понять, в чем заключается идея посоха, который превратился в змея, ведь это было первое чудо, которое показали фараону до наступления десяти казней.
Также нужно понять следующее: с помощью десяти казней произошло очищение Египта, когда «опустошили они Египет» («Бо» 12:36). В Талмуде («Брахот» 9б, «Псахим» 119а) сказано, что они сделали Египет подобно ловушке, в которой нет зерна, служащего приманкой для привлечения птиц. А по другому мнению там, они сделали Египет подобно бездне в море без рыбы. Отсюда понятно, что это первое чудо является глобальным, общим событием, а последующие десять казней — частными деталями. В каббале и хасидизме объясняется, что десять казней соответствуют десяти сферам — проявлениям Всевышнего в мире.
Для того, чтобы понять все это, нужно объяснить, что духовный корень земли египетской состоит в ограничениях и преградах для святости. Из этого, после всех сокращений и ограничений, проистекает земля египетская в буквальном смысле, в которой еврейский народ находился в рабстве.
Все это нужно было для того, чтобы показать преимущество света перед тьмой, достоинство изучения Торы и соблюдения заповедей, а также очистить и поднять искры святости, находящиеся в Египте.
Все это было исполнено во время исхода из Египта. Преимущество света перед тьмой мы видим из того, что сказано («Шмот» 3:12): «Когда выведешь народ из Египта, служить будете Б-гу на этой горе». Также были подняты искры святости в Египте, как сказано, что «опустошили они Египет» — подобно ловушке, в которой нет зерна, и подобно бездне в море без рыбы.
Здесь есть два аспекта: ловушка без зерна и бездна без рыбы. Бездна находится в море, что намекает в области святости на «мир сокрытия» («альма де-иткасия»), а ловушка находится на земле, что намекает на «мир раскрытия» («альма де-итгалия») в области святости.
Все это спустилось в наш мир и реализовалось в противоположной святости стороне вплоть до земли египетской. А после исхода из Египта произошло поднятие всех искр, когда «опустошили они Египет».
Объяснение этому следующее. Сказали наши мудрецы, что в начале Всевышний строил миры и разрушал их, так как они Ему не нравились. Но разрушение было с целью дальнейшей постройки, для создания мира Порядка («Олам а-Тикун»), с помощью которого происходит исправление разбитого мира Хаоса («Олам а-Тоу»). Для этого нужно было опустить искры из мира Хаоса в наш материальный мир, чтобы человек своей деятельностью исправил их и поднял к источнику в святости. И тогда станет заметно преимущество света над темнотой...
Этой работой занимаются именно евреи, так как и в нашей душе есть идея спуска искр из мира Хаоса. Перед тем, как спуститься в тело, душа находилась в состоянии абсолютного самоумаления («битуль»), как сказано (Млахим I 17:1): «Жив... Б-г Израиля, пред которым я стою», так как слово «стою» указывает на самоумаление. То же самое относится и к духовным качествам души вверху, которые в общем делятся на любовь и трепет, золото и серебро. Хотя они ниже уровнем, чем стояние, эти чувства относятся только к божественности; наподобие этому касательно остальных эмоций. И оттуда душа спустилась вниз и облеклась в материальное тело, «змеиную кожу» (см. «Тания» гл. 47). А это и есть изгнание.
И говорится в книге «Тания», что слова Талмуда («Псахим» 116б): «В каждом поколении и ежедневно человек должен считать себя как бы вышедшим сегодня из Египта» следует понимать так, что речь идёт об исходе божественной души из пленения в теле, в змеиной коже. Отсюда понятно, что спуск души в тело подобен падению искр святости из мира Хаоса. Эти искры находились на самой высокой степени, но упали до такой степени, что стали чем-то обособленным, как сказал фараон (Йехезкель 29:3): «Мне принадлежит река моя и я (сам) сотворил себя» — он признавал другие силы кроме Всевышнего. Поэтому целью спуска души в тело является показ преимущества света над темнотой, как сказано (Коэлет 12:7): «А дух возвратится к Б-гу, Который дал его». Не просто сама душа вернётся ко Всевышнему, но и все искры святости вместе с ней.
В этом заключается идея исхода из Египта: у евреев не только проявилось превосходство света над темнотой, но они также очистили и подняли все находящиеся там искры святости. Таким образом, они «опустошили Египет» — подобно ловушке, в которой нет зерна, и подобно бездне в море без рыбы. В искрах святости из мира Хаоса есть два аспекта: были искры, которые находились в своем корне в явном виде, поэтому они упали вниз в «мир раскрытия» — на землю, но также были скрытые искры, которые упали вниз в «мир сокрытия» — «в пучину, в сердце моря» (Йона 2:4). Но очищение и подъем произошли полностью...
Теперь мы можем понять смысл первого чуда с посохом, который превратился в рептилию (змея). Ведь рептилия является символом нечистых оболочек Египта, как сказано (Йехезкель 29:3): «Фараон, царь Египта, большая рептилия, лежащая среди рек его». И это показали ему Моше и Аарон, что все его величие происходит из посоха, который превратился в рептилию. А потом показали ему, как рептилия превращается обратно в посох, после чего посох Аарона поглащает все посохи египтян. Ведь намерение состоит в том, чтобы все превратить в святость.
Посох это привлечение света из области святости («матэ» — от слова «атая»)... Ведь в результате должно быть превращение тьмы в свет, а затем, посредством десяти казней, произошло поднятие всех искр святости в Египте, вплоть до того, что во время казни первенцев завершилось превращение тьмы в свет, как сказано (Псалмы 136:10): «Египтян поразил первенцами их».
И вот, в каждом поколении человек должен чувствовать себя, как если бы он сам сегодня вышел из Египта. Каждый день должна совершаться работа по выходу из Египта. Отсюда указание, которое мы учим из посоха, который превратился в рептилию: всё существование ограничений нужно для того, чтобы раскрыть преимущество света над темнотой...