Начало освобождению из Египта положили десять казней, о которых рассказывается в недельной главе Торы «Ваэра». Сначала вода в Египте превратилась в кровь, затем Египет подвергся нашествию лягушек и т.д.
Первая из казней, разрушивших египетское изгнание, заключалась в том, что вода Нила превратилась в кровь. По своей природе вода холодная и мокрая. Кровь же, напротив, несет тепло и энергию. Но мы видим, что в результате этой казни холод превратился в тепло.
Вторая казнь, которую Всевышний наслал на Египет, была нашествием лягушек, которые появились из Нила и распространились по всей земле Египта. Лягушка это мокрое, холоднокровное животное — полная противоположность теплу и огню, но во время этой казни лягушки лезли даже в горящие печи.
Эти две казни поразили всю подвластную фараону территорию. В духовном смысле это намекает на то, что мы должны подчинить себе злое начало.
Цель, которую стремится достичь злое начало — остудить пыл еврея и заставить его равнодушно относиться к святости; это является источником всей египетской нечистоты.
Поэтому необходимо помнить, что прежде всего нужно наказать его «кровью», то есть начать с жаром относиться ко всему, что связано с еврейством и заповедями Торы. Это работа по превращению воды в кровь, холода в тепло. Другими словами — «делай добро».
Вместе с этим нужно воспитывать в себе прохладное отношение ко всему, что связано с делами этого мира («лягушка»). Это работа в направлении «удались от зла».
Хотя мы знаем, что работа «удались от зла» предшествует исполнению заповеди «делай добро», это происходит при движении снизу вверх. Но когда речь идет о движении сверху вниз, порядок действий обратный: сначала — «делай добро», а уж потом — «удались от зла». И поскольку египтян наказал сам Всевышний (сверху вниз), то первой казнью была кровь («делай добро»), а только потом — лягушки («удались от зла»).
Каждый день мы должны выходить из Египта. В начале этого пути мы с жаром приближаемся к святости, а после этого отстраняемся от зла. Когда же человек полностью отталкивает от себя абсолютное зло, то все разрешенные Торой вещи сами собой поднимаются в святость. Таким образом еврей добивается своего личного освобождения из «Египта» — освобождения своей души от ограничений материального мира. И в результате наступает истинное и полное освобождение.