СБП. Дни Мошиаха! 11 Нисана 5784 г., шестой день недели Мецора | 2024-04-19 07:58

11 Нисана —  день рождения Ребе Короля Мошиаха 

11 Нисана: день рождения Любавичского Ребе  Короля МошиахаДень рождения Ребе Короля Мошиаха
Делаем подарок Ребе  Королю Мошиаху к дню рождения 11 НисанаДелаем подарок Ребе к дню рождения
Когда праведник приходит в мир — отступают бедыКогда праведник приходит в мир — отступают беды
В день рождения Ребе Короля Мошиаха увеличивается удача всех евреев!В день рождения Ребе увеличивается удача всех евреев!

Около полуночи...

РАШИ объясняет, что «около полуночи» это не время (и «полночь» значит примерное время), а действие («раздел ночи» — разделение ночи надвое). И это действие произойдет в отрезок времени, который нельзя измерить.

Источник: «Ликутей Сихот» том 21, стр. 55-60 25.01.2012 6378 мин.

Сказано в Торе («Шмот» 11:4): «И сказал Моше: „Так сказал Г-сподь: ‘Около полуночи Я выступлю среди Египта’“».

РАШИ цитирует слова «около полуночи» и объясняет:

Когда ночь разделяется, подобно «когда поднялся», «когда воспылал их гнев на нас». Это прямой смысл слова, истолкованного должным образом, ибо полночь не является именем существительным от слова «половина» (тогда следовало бы понимать так: около полуночи, но ведь в этом случае Превечный указал бы время точно). А наши учителя истолковывали это (слово) как полночь, середина ночи, и говорили, что Моше сказал: «около полуночи», т.е. приблизительно в это (время), до или после него, и не сказал: «в полночь», (опасаясь), что астрологи фараона могут ошибиться (в расчетах) и скажут: «Моше солгал», (то, о чем он говорил, не произошло в полночь). Но Святой, благословен Он, Который знает Свои времена и мгновения, сказал: «в полночь».

Нужно понять:

1. Почему РАШИ цитирует в начальном предложении слово «полуночи»?

2. Какая сложность есть здесь в тексте Торы?

(Автор книги «Сифтей хахамим» объясняет так: «Полночь значит, что есть сомнение, когда наступает полночь. И не дай Б-г подумать, что сомнение относится ко Всевышнему». Но это непонятно: что заставляет нас подумать, что «около полуночи» указывает на сомнение, ведь можно сказать, что речь идет о близком к полуночи времени, примерно в полночь).

3. В чем уточнение слов РАШИ «это прямой смысл слова, истолкованного должным образом»?

4. «Моше сказал: «около полуночи»… Всевышний сказал «в полночь»» — что заставляет РАШИ объяснить, что Всевышний сказал «в полночь» (а Моше изменил слова Всевышнего), ведь можно сказать, что и Всевышний сказал «около полуночи» по той же причине («опасаясь, что астрологи Паро могут ошибиться»).

И Ребе Король Мошиах дает нам объяснение этого комментария на основании правил толкования комментариев РАШИ:

У РАШИ вызвало затруднение то, зачем Всевышний сообщил фараону точное время казни первенцев — «около полуночи». Поэтому он вынужден сказать, что речь идет об особой вещи, подчеркивающей и раскрывающей, что «Я выступлю», что Всевышний сам «выйдет» и нанесет удар. Но в чем особенность слов «около полуночи», смысл которых «примерно в полночь»?

Поэтому РАШИ объясняет, что «около полуночи» это не время (и «полночь» значит примерное время), а действие («раздел ночи» — разделение ночи надвое). И это действие произойдет в отрезок времени, который нельзя измерить.

И в этом заключается особенность и новшество в словах «около полуночи» — Всевышний выйдет ровно в тот момент, когда ночь разделяется.

И также по второму объяснению, ведь Всевышний сказал «в полночь», то есть в части ночи, что подчеркивает слова «Я выступлю», но Моше изменил и сказал «около полуночи».

И РАШИ уточняет, что «это прямой смысл слова, истолкованного должным образом», чтобы намекнуть, что трудность здесь в содержании фразы (а не в словах «около полуночи»). Простое объяснение толкует слова Писания «должным образом», тогда слова «около полуночи» подходят к содержанию текста.

Почему два объяснения?

Трудности в первом объяснении:

1. Так как слова «около полуночи» можно понять, как близко по времени к полуночи, то почему Всевышний не сказал: «В полночь» (что также можно понять как действие, а не как время)?

2. Так как только Всевышний может определить точное мгновение разделение ночи, а фараон и его слуги были не способны сделать это, то почему Всевышний сообщил им, что казнь наступить в это время?

Поэтому РАШИ приводит объяснение Мидраша, что речь идет об астрологах фараона, которые обычно были в состоянии определить время, но было опасение, что произойдет ошибка в расчетах.

Трудность во втором объяснении: согласно простому смыслу трудно сказать, что Моше начал говорить: «Так сказал Всевышний» и сразу изменил Его слова. Поэтому это объяснение является толкованием мудрецов.

Комментарии: 4 Поддержите сайт
Читайте еще:
Ошибка в тексте? Выделите ее и
нажмите Ctrl + Enter