22 Менахем-Ава 5781 года, суббота недели, гл. Экев

Склониться… чтобы стать свободным!

15.04.2016 2018 (0)
Склониться… чтобы стать свободным!
Фото не отражает правильного облокачивания!

Исполняя заповедь есть мацу и пить четыре бокала вина, надо обязательно склониться (облокотиться на левую сторону, чтобы еда не попала в трахею). Именно в таком положении надо исполнить эту заповедь.

(Такая поза была традиционна во времена мудрецов Талмуда для трапез уважаемых людей, которые проводили ее, обычно возлежа на специальных кушетках, облокотившись на возвышение с левой стороны, а блюда ставились на низкие столики, находившиеся перед каждым.)

Такая поза во время пасхальной трапезы является наглядным выражением того, что человек ощущает себя свободным, избавленным от зависимости от других людей, осознает себя и весь свой народ детьми Владыки, Творца мира.

Поэтому и в последующее время принято в главные моменты пасхального седера (когда пьют вино и едят мацу) надо принимать положение, напоминающее вышеописанное — хотя бы немного склоняться на левую сторону, облакачиваясь на что-нибудь, заранее для этого устроенное. И хотя, конечно, это не столь удобно, такая поза является неотделимой составляющей заповеди о маце и четырех бокалах вина. Именно такая поза выражает идею свободы.

Но это не только символичное действие. В этом есть еще один глубокий духовный смысл и идея, которые никак не связаны с меняющимся традициями трапезы. Здесь кроется великая тайна.

Мудрецы мидраша («Шмот Раба», гл. «Бэшалах») выводят обязанность есть мацу и пить четыре бокала вина в пасхальный седер (и именно наклонившись на сторону) из фразы Торы: «И направил (— повернул, отклонил в сторону, повел кружным путем —) Б-г народ в обход дорогой через пустыню к Тростниковому морю…»

На первый взгляд здесь есть только одно объединяющее слово: «Ва ясэв» — повернул, отклонил — и, однокоренное, «асэйва» — наклон на сторону. Но мудрецы мидраша видят в этом глубинный корень всей идеи пасхального седера.

Алтер Ребе, первый глава ХАБАДа, объясняет ее поразительным образом:

Еврейский народ называется в Торе (в разных местах) «начатком урожая», «сыном первенцем».

Потому что, как написано в книгах каббалы, «мысль о еврейском народе предшествовала (всему) в Мысли Всевышнего». И именно эта мысль — о том, как евреи в материальном мире будут соблюдать заповеди Творца с полным самопожертвованием — явилась исходным импульсом для Его решения сотворить мир.

То есть евреи, точнее мысль Творца о евреях, оказались причиной создания мира.

И поэтому, говорит Ребе, каждый еврей должен прийти, подняться к этому «уровню» — первопричины, к тому, как Творец (,в замысле которого они возникли,) является первопричиной всего сущего.

И вся суть еврейства выражается в вере в то, что Всевышний является причиной всех причин и основой всех основ, первоисточником, (отделенным от всего) из которого возникли все миры, которые ничто сами по себе и существуют только по причине Его существования и Его желания.

И каждый еврей должен подняться до этого уровня, который выше всего творения, и погрузиться в него, соединить себя с ним.

И тогда человек окажется в мире (в ситуации), который есть совершенная свобода от всех ограничений творения.

И тогда перед ним исчезнут все помехи, потому что в том великом свете, который светит на этом уровне, все ограничения растворяются и все проблемы исчезают. Ибо этот свет бесконечно выше всего сущего и все перед ним в равной степени как ничто и полный ноль.

Слово «причина» на святом языке — «а-сиба»: это также однокоренное слово с двумя предыдущими — «ва ясэв» (повернул в сторону) и «асэйва» (наклон на бок во время трапезы)

Выходит, что и в ситуации, которая произошла у берега Тростникового моря и во время пасхального седера (главным образом когда едят мацу и пьют четыре бокала вина) произошло и происходит раскрытие первопричины Творения.

Раскрывается сама Сущность Творца!

Теперь вернемся к тому, о чем говориться в главе «Бэшалах».

Евреи оказались на берегу Тростникового моря, куда привел их Всевышний, отклонив от короткого пути по земле плиштим. Впереди — море, вокруг — пустыня, позади — отборная армия во главе с фараоном, имеющая цель их истребить. Ситуация совершенно безвыходная и смертельно опасная.

«И сказал Г-сподь Моше: что ты громко взываешь ко мне?» — Этим Всевышний дал понять Моше, что существуют ситуации, когда все зависит только от Самого Творца, а от человека требуется даже не молитва, а полное упование на Всевышнего, полная уверенность в Его помощи, которая обязательно придет и избавит его из критической ситуации.

Но для этого человеку самому необходимо (в своем сознании) отделить себя от всех «декораций», которые его окружают, «вырвать» себя из реальности и переместить в другую область, направить себя в сторону Творца. Ощутить стремление быть близким к Нему.

Именно об этом говорят следующие слова, обращенные Всевышним к Моше: «Говори сынам Израиля, чтобы они отправились в путь». Имеется ввиду именно этот путь — движение и приближение к Первопричине всего сущего.

И тогда евреи сделали это: они бесстрашно вошли в море! И море — расступилось, как написано в Псалмах: «Море увидело и побежало (прочь)»… Море «увидело», что евреи достигли связи с Первопричиной, едины с Сущностью Творца — и поэтому море, которое есть всего лишь творение, объял страх и ужас перед евреями, оказавшимися на таком уровне и это вынудило его перестать быть помехой евреям, расступиться: «И прошли внутри моря по суше»…

И поэтому, в начиная главу, рассказывающую о чуде раскрытия моря перед евреями, Всевышний использует слово «Ва ясэв» (повернул в сторону), а не какое-то другое, например «повёл». Потому что этим словом Он намекает, что чудесное избавление то страшной опасности произошло только из-за Его вмешательства, из-за того, что евреи смогли связать себя с Его Сущностью, с Первопричиной всего!

А вся эта опасная ситуация была создана Им только с одной целью — пробудить евреев к желанию с Ним соединиться!

То же самое происходит и в повседневной жизни: когда еврей направляет все свои помыслы только ко Всевышнему, ощущает свою связь с Ним и без всякого сомнения уверен в Его заступничестве — никакое «море», никакая помеха и проблема, никакая опасность не может устоять перед ним!!

Наоборот, они убоятся мешать еврею и расступятся, убегут прочь, расчистив дорогу к удаче и явному добру!!

А для того, чтобы эта связь человека и Творца могла состояться, Б-жественная Сущность должна «пройти» через все ступени сотворенных миров, которые находятся «между» Ним и творением, чтобы «достигнуть» еврея, находящегося в материальном мире и соединиться с ним.

«Прохождение» этих ступеней связано с постепенным утаением Творца (что никак не оказывает влияния, разумеется, Его Сущность, только на образ Его проявления).

И так как, в общем, существуют четыре мира, «необходимо» пройти четыре утаения.

Слово «олам» (мир) образовано от слова «элэм» (утаение), которому на святом языке есть синоним — «иткасут» (что означает скрытие).

Слово «кос» (бокал) имеет тот же корень, что слово «иткасут».

Теперь станет понятно, какая великая идея таится в заповеди пить в пасхальный седер четыре бокала вина:

В эту ночь каждому еврею раскрывается Сущность Творца, которая для того, чтобы соединиться с ним, «проходит» через четыре ступени утаения. Четыре бокала («косот») — четыре утаения («иткасут»). (Также и гематрия слова «кос» — 86, та же, что у Имени «Элоким», которая является силой Творца, создающей все утаения.)

Это и есть причина пить четыре бокала немного в неудобной позе, склонившись на сторону — в позе напоминающей традиционную в прошлом «асэйва».

«Асэйва» — «а-сиба»: раскрытие Первопричины, достигшей нас (ибо мы того желали) сквозь четыре «разделяющие» нас и Его мира.

Поэтому это и есть знак свободы!

Ведь истинная свобода — это связь с Бесконечной Сущностью Творца! Перед которой все — ничто!

И это главное, что происходит в ночь пасхального седера и сопровождает нас на весь год, даруя нам силы всё преодолеть!

Хаг Песах самеах!

Поддержите сайт www.moshiach.ru
Читайте еще на эту тему:
Ошибка в тексте? Выделите ее и нажмите Ctrl + Enter