СБП. Дни Мошиаха! 19 Адара II 5784 г., шестой день недели Цав | 2024-03-29 11:02

Ман сегодня: секрет еврейского бизнеса

Но наша бизнес-деятельность должна быть прежде всего совершенно чиста от обмана и мошенничества… от нанесения какого-либо вреда окружающим… А сам бизнесмен должен следить, чтобы не погрузиться чрезмерно в материальные дела...

2091 (0) мин.
Источник: книга «Свет глаз» и объяснения Ребе РАЯЦа

Понимание внутреннего смысла идеи, которую выражает собой ман, спускавшийся с неба и бывший пищей еврейского народа все годы пребывания в пустыне — дает возможность увидеть и почувствовать, что пропитание (заработок), дающее нам жизнь и благополучие, постоянно приходит напрямую от Всевышнего, который заботиться об обеспечении каждого всем необходимым. Б-жественный Свет, от Него исходящий, непостижимым образом обращается в материальную пищу. Каждый еврей того поколения, которое вышло из Египта, ежедневно, на протяжении сорока лет, был очевидцем этого чудесного явления.

Этому «небесному хлебу» евреи дали название «МАН», что выражало их великое удивление этому потрясающему разум событию: «МАН» от слова «что?» — «что это?!». Ощущение непостижимости. И это чудо проникало в реальную жизнь человека, сливалось с его душой и телом, пронизывая человека с головы до пят. Порождало в сознании ясное видение Его постоянного присутствия в каждой точке творения, а в сердце — чистую и сильную веру в Его доброту.

В главе «Бешалах», в которой написано о мане, сказано об особом повелении Всевышнего Моше (16:32): «Сказал [им] Моше: Вот что повелел Г-сподь: Наполните омер [маном], чтобы сохранить его для ваших потомков, чтобы увидели они хлеб, которым Я кормил вас в пустыне, когда уводил вас из земли египетской. — Возьми сосуд, — сказал Моше Аарону, — положи туда целый омер мана и поставь его пред Г-сподом, чтобы хранить из поколения в поколение. И Аарон поставил [сосуд с маном] на хранение перед [ковчегом] свидетельства, как и повелел Моше Г-сподь. Сыны Израиля питались маном сорок лет, пока не пришли в обитаемую землю: они ели ман, пока не достигли границ земли ханаанской».

Но само происхождение этого сосуда непонятно: если внимательно всмотреться в текст Торы, можно обратить внимание, что Всевышний (через Моше) не говорит откуда взять этот сосуд или из чего его сделать…

Понять это помогает комментарий рабейну Бхайе. Он говорит, что этот сосуд возник чудесным образом в короткий промежуток времени — в сумерки накануне первой субботы после сотворения мира. То есть чудом был не только сам ман, но и сосуд, в который он был помещен на вечное хранение! Но, со входом в Землю Израиля, ман прекратился…

Ситуация изменилась: чтобы получить пропитание надо заниматься какой-то деятельностью… продавать, покупать… что-то постоянно придумывать… Только работая человек может обеспечить себя и свою семью средствами, необходимыми для существования. Погружаясь в работу, видя результаты своих трудов, достигая успеха, человек склоняется к мысли, что полученная прибыль это прямое следствие его действий, что он сам себя обеспечивает. Он начинает относиться к своему бизнесу как к источнику благополучия, видеть себя самодостаточной персоной…

Поэтому необходимо вспомнить о сосуде с маном. О том, что и сейчас он существует — где-то в тайном месте, в глубине Храмовой горы, вместе со Скрижалями и Ковчегом (ведь все, сделанное по указаниям Моше-рабейну существует вечно). Вспомнить — означает знать, представить и увидеть мысленным взором этот сосуд и его содержимое: «чтобы увидели они хлеб, которым Я кормил вас в пустыне».

Понять, что главное в сосуде — это то, что внутри него, без чего он всего лишь пустая оболочка. Что нести в себе то, что его наполняет — единственная функция любого сосуда, для которой он создаётся. Понять, что его заработок — это чудесное проявление доброты Всевышнего, которое сейчас (в отличие от ситуации в пустыне) требует «сосуд» для своего раскрытия и проявляется через облечение во всевозможные обстоятельства, через занятие бизнесом.

Таким образом сосуд с маном — это ярчайший образ-иллюстрация и максимально доходчивое объяснение того, что по сути бизнес и любая деятельность, приводящая к заработку — это не что иное как «сосуд» для благословения Всевышнего.

Написано в главе «Реэ» (книга «Дварим» 15:18): «И благословит тебя Всесильный Б-г твой во всем, что ты делаешь». Из этого ясно, что благословение Творца это единственный источник заработка, от которого полностью зависит наш достаток.

Роль человека второстепенна и заключается только в создании некоего материального «сосуда», (в виде любой бизнес-деятельности), облекаясь в который и пользуясь им как инструментом, благословение получает возможность произвести материальные блага. Но чтобы благословение Творца смогло в него облечься, этот «сосуд» должен соответствовать всем требованиям Торы.

(Само собой разумеется, что бизнес должен быть выстроен по всем принципам менеджмента, маркетинга, надо постараться правильно выбрать тему, найти подходящих компаньонов и исполнителей, с учётом нюансов экономики и политики, все досконально просчитать и т.д…)

Но наша бизнес-деятельность должна быть прежде всего совершенно чиста от обмана и мошенничества… от нанесения какого-либо вреда окружающим… А сам бизнесмен должен следить, чтобы не погрузиться чрезмерно в материальные дела, не дать мыслям и эмоциям, связанным с бизнесом, целиком заполнить его сознание и сердце, не допускать возникновения беспокойства в своей душе ни в какой ситуации… Чтобы главной целью его работы было не получение прибыли для собственного комфорта и удовольствия, а для того, чтобы иметь возможность оказать ощутимую помощь нуждающимся, вкладывать деньги в исполнение заповедей, в еврейское воспитание детей и т.д… И чтобы бизнес не занял центральное место его жизни, оттеснив молитву, изучение Торы и исполнение заповедей на задний план. Соблюдение всех этих условий и делает наш бизнес пригодным «сосудом» для Благословения Всевышнего.

А чтобы прийти к такому отношению к бизнесу и чтобы оно зафиксировалось в душе — еврейский бизнесмен должен уделять время и вкладывать силы в молитву. Которая, чтобы иметь возможность оказать влияние на человека, требует серьезной подготовки. А именно: изучение глубоких идей, которые объясняются в хасидизме (и размышления о них), которые освещают душу Б-жественным светом и наполняют радостью и уверенностью. Начав свой день с серьезной молитвы, находя время для уроков Торы, бизнесмен закладывает крепкий фундамент своего бизнеса…

Благодаря этому он начинает смотреть на свой бизнес как на всего лишь «сосуд» для благословения Творца, которое и есть источник заработка. А на себя — не как на успешного бизнесмена, самодостаточного человека, достигшего всего своими силами, знанием, талантом и опытом, а только как на того, которому на каждом шагу посылается помощь Б-га сделать следующий шаг. Который сам, без этой помощи, ни на что не способен.

Ему становиться ясно, что все идеи, заложенные в основу его успеха, зародились в его голове по желанию и доброте Всевышнего, который создал множество ситуаций, чтобы навести его на эти мысли, привести его к их эффективному раскрытию и реализации в полной мере. Что именно Он привел его к нужным ему людям, явился инициатором необходимых связей, создал все выгодные условия, «подсказал», как вести себя в постоянно меняющихся ситуациях…

И таким образом человек приходит к осознанию, что весь его бизнес — даже сам его материальный «сосуд» — по сути, создан Всевышним, что он принимал только скромное участие в этом процессе: звонил, встречался, проводил переговоры, подписывал и т.д. Но то, что все эти телодвижения, речи и планы привели к успеху — это не его заслуга: им двигал Всевышний. ОН занимался всем, поручая ему лишь какие-то мелочи.

Это и есть тот урок, который Всевышний хотел преподать каждому евреи во все времена, повелев через Моше поместить чудесный ман в чудесный сосуд и оставить на хранение. Чтобы мы видели, чтобы нам стало ясно — Кто нас, по своей великой доброте, кормит и снабжает всем необходимым! Что наш бизнес — это тоже «чудесный сосуд» для благословения Творца!

Опубликовано: 11.02.2020 Комментарии: 0 Поддержите сайт
Читайте еще:
Ошибка в тексте? Выделите ее и
нажмите Ctrl + Enter