«И было, во время утренней стражи, взглянул Всевышний…» («Шмот» 14:24).
Необходимо понять, почему Всевышний свершил над египтянами великий суд не ночью, а утром, ведь именно ночь является временем, когда преобладают силы строгого суда.
Я видел, что наши мудрецы, благословенной памяти, сказали («Ялкут Шимони»), что это же сказал Всевышнему ангел Гавриэль, а Всевышний ответил ему: «Подожди до времени, когда их праотец (Авраам) снискал Мою милость», как сказано («Берейшит» 22:3): «И поднялся Авраам рано утром».
Объяснение сказанного Всевышним заключается в том, что несмотря на то, что утро не является временем отмщения, ради сынов Израиля Я изменю порядок, подобно тому, как Авраам, во время приношения Ицхака, изменил свою природу, которая выражалась в проявлении милосердия ко всем людям, и тем более когда речь шла о его единственном сыне — так же поступлю и Я.
Таким образом Всевышний изменил свойства того времени суток (утра) как пожелал (с милосердия на осуществление суда, чтобы наказать египтян). И в этом была польза для Израиля, поскольку благодаря заслуге, связанной с утром, они были спасены.
Также Всевышний лично, в своей славе, а не через посланника, осуществил обещание (наказать народ, который притеснял евреев), данное Аврааму, в заслугу того, что Авраам лично навьючил своего осла (см. «Берейшит» 22:3), и об этом сказано: «И взглянул Всевышний…» — занялся разрешением ситуации лично.