СБП. Дни Мошиаха! 28 Адара 5785 г., шестой день недели Пкудэй | 2025-03-28 07:59

Чьи мы рабы: две точки зрения

Когда еврей позволяет себе стать подвластным другому человеку, это ставит под угрозу его полное подчинение Б-гу.

Перевод:Д. Беляев 13.02.2025 0 271 мин.

Что плохого в том, что человек хочет оставаться рабом?

Вторая заповедь «Да не будет у тебя других богов» служит основой для закона, согласно которому еврейскому рабу, отказывающемуся освободиться от рабства по истечении шести лет, должно быть проколото ухо.

Талмуд приводит слова мудреца рабби Йоханана бен Закая, ученики которого задали ему вопрос: «Почему он заслуживает того, чтобы ему прокололи ухо, и почему именно ухо?»

Иерусалимский Талмуд приводит ответ рабби Йоханана: «Если еврей, чье ухо услышало слова: „Да не будет у тебя других богов“ снял с себя бремя небесное и принял на себя бремя плоти и крови, он заслуживает того, чтобы ему прокололи это ухо».

Затем Иерусалимский Талмуд приводит дополнительное обоснование: «Ухо, которое услышало перед горой Синай: „Сыны Израиля — Мои рабы“, и приобрело другого хозяина, — это ухо следует проколоть».

Вавилонский Талмуд затрагивает тот же вопрос, но дает только второе объяснение.

Мы должны попытаться понять, почему стать рабом — значит отречься от второй заповеди и почему Вавилонский Талмуд опускает это объяснение.

Вопрос еще более усиливается, поскольку Иерусалимский Талмуд в целом более краток, чем Вавилонский Талмуд. Тем не менее он добавляет еще одно объяснение, отсутствующее в Вавилонском Талмуде.

Возникает еще один вопрос, почему прокалывание уха производится только после того, как человек настаивает на том, чтобы остаться рабом. Не следует ли наказать его за то, что он продал себя с самого начала?

Два Талмуда: две точки зрения

Одно из существенных различий между Вавилонским и Иерусалимским Талмудами заключается в том, что Иерусалимский Талмуд не содержит такого количества вопросов и аргументов, которыми славится Вавилонский Талмуд.

Вавилонский Талмуд сам характеризует свой стиль как «нащупывающий в темноте». Иерусалимский Талмуд, напротив, — это распространение света. В Иерусалимском Талмуде решения вопросов ясны и понятны, без диалектического подхода, характерного для Вавилонского Талмуда.

Это можно сравнить с человеком, находящимся в темной комнате и пытающимся ее покинуть. Ему приходится искать выход, пока он его не найдет. Человек, включивший свет, может сразу направиться к выходу, не делая ошибок.

Эту особенность света Иерусалимского Талмуда часто сравнивают с учениями каббалы и хасидизма, которые также содержат мало вопросов и дискуссий. По этой причине эти мистические учения идентифицируются как «Тора Мошиаха»; образец мистических учений, которые будут раскрыты в мессианскую эпоху Мошиахом, который будет транслировать самые эзотерические знания Б-га, как сказано: «Новая Тора выйдет от Меня», имея в виду новые горизонты Торы, которые будут раскрыты в будущем.

Посредник

Можно предположить, что Иерусалимский Талмуд является посредником между каббалистическими учениями будущего, в которых мало вопросов и споров. Иерусалимский Талмуд, с его аналогичной особенностью ясности, представляется посредником между раскрытыми экзотерическими аспектами Торы, которые были открыты нам от Синая и далее, и внутренним эзотерическим измерением, которое будет полностью раскрыто в мессианском веке.

Другими словами, Иерусалимский Талмуд можно рассматривать как мост между миром изгнания и миром Освобождения, миром конфликтов и миром спокойствия.

Ответы на вопросы

С помощью этого введения мы можем попытаться ответить на поставленные выше вопросы, касающиеся различных подходов Вавилонского и Иерусалимского Талмудов:

Когда еврей позволяет себе стать подданным другого человека, это ставит под угрозу его полное подчинение Б-гу. Однако когда еврей живет в изгнании, навязанном ему Б-гом и не зависящими от него обстоятельствами, он не может утверждать, что его желание оставаться рабом — это отказ от веры в единого Б-га. В конце концов, Б-г Сам вверг еврея в состояние изгнания с сопутствующим ему менталитетом. Однако, находясь в изгнании, можно ожидать, что еврей, подчиняясь господствующей власти, не должен смаковать или праздновать ее.

Такова была бы точка зрения Вавилонского Талмуда, который отождествлял и ценил «требования» изгнания. Того, что еврей в изгнании признает, что Б-г — верховный господин, может быть достаточно, чтобы не нарушать заповедь «не иметь других богов».

Однако когда еврей выходит «за рамки» и продлевает свою обязательную подневольную работу, потому что любит свою новую жену и своего хозяина, это не может быть терпимо даже с точки зрения изгнанника. Как может еврей наслаждаться изгнанием и процветать в нем? Это несостоятельно и неприемлемо.

Однако с точки зрения Иерусалимского Талмуда, более ориентированного на Освобождение, любой жест рабства по отношению к другому хозяину, не обусловленный обстоятельствами, например, элементарным пропитанием, является отречением от заповеди не иметь других хозяев. Иерусалимский Талмуд рассматривает желание праздновать изгнание как полное кощунство. Это не просто признак недостаточного подчинения Б-гу, это форма поклонения идолам. Это можно сравнить с тем, кто находится в присутствии короля и отворачивается от него, чтобы поболтать с одним из министров.

Поколение моста рабби Йоханана бен Закая

Теперь мы можем также понять, почему именно ученики рабби Йоханана бен Закая упоминаются в Иерусалимском Талмуде как те, кто задал вопрос о прокалывании уха. Они жили как раз в то время, когда был разрушен Второй Храм, и в переходный период между периодом cвятого Храма и изгнанием. Они находились в состоянии неопределенности, переходя от времени, когда присутствие Б-га было более выраженным, к последующему сокрытию после разрушения Иерусалимского Храма.

Поэтому они не были уверены в необходимости прокалывать ухо: было ли это связано с более мягким нарушением — служением другому господину, когда они были слугами Б-га, или же это было более вопиющим нарушением и формой полного богохульства.

Рабби Йоханан бен Заккай, несмотря на то, что пережил разрушение, сохранил свое мировоззрение «Иерусалимского Талмуда» и увидел полное кощунство в действиях раба, который хотел остаться слугой других людей.

Поколение нашего моста

Можно предположить, что и мы, хотя все еще находимся в изгнании, подверглись воздействию просветляющего, ориентированного на искупление учения хасидизма, и от нас ожидают, что мы увидим сквозь тьму изгнания и последуем более радикальному подходу Иерусалимского Талмуда.

Это особенно актуально сейчас, когда Ребе открыл нам, что мы стоим на пороге мессианской эры, когда весь мир будет наводнен и погружен в познание Б-га. С этой точки зрения ни один еврей не должен даже думать о том, чтобы считать себя подданным какого-либо господина, за исключением Моше и других еврейских лидеров, которые служат проводниками Б-га, преподавая нам Его Тору. Они — прозрачные каналы божественного света. Источник: Whose Servant Are We: Two Perspectives

Комментарии: 0 Поддержите сайт
Читайте еще:
Ошибка? Выделите ее и нажмите Ctrl + Enter