Сказано в Торе («Итро» 20:21-22): «Жертвенник земляной сделай Мне... А если жертвенник из камней будешь делать Мне, не клади их тесанными, чтобы ты не занес твоего меча над ним и (тем) осквернил его». Нужно понять, почему в отношении жертвенника из земли сказано просто «сделай», а в отношении жертвенника из камней есть условие «если»?
Объяснение такое, что земля и камни (материал для жертвенника) намекают на два вида служения человека, так как в работе каждого должен быть жертвенник, служащий для подъема снизу вверх. Только этот подъем может происходить двумя способами: жертвенник из земли и жертвенник из камней. Жертвенник из земли («адама») намекает на человека («адам»), который был сотворен из земли и который уподобляется («эдаме») Высшему. А жертвенник из камней относится к искрам святости, которые упали в самый низ, аспект камней.
Объяснение этому следующее. Указание по поводу жертвенника было дано поколению, которое вошло в Землю Израиля. Известно из каббалы («При Эц Хаим», врата 21), что евреи в Египте были реинкарнацией поколения Вавилонской башни, грех идолопоклонства душ которых был исправлен с помощью работы по изготовлению кирпичей во время египетского рабства.
Отсюда можно понять в духовном смысле, что работа жертвенника из земли относится к Торе и заповедям именно в области разрешенного. Поэтому в Торе сказано о жертвеннике из земли без всяких условий. А жертвенник из камней намекает на подъем искр, упавших в область трех нечистых оболочек. Это «сгибание» (преодоления своего злого начала) и «превращение» (зла в добро), благодаря чему становится заметным преимущество света над темнотой. Поэтому в отношении жертвенника из камней используется слово «если». Это также позволяет понять продолжение «чтобы ты не занес твоего меча над ним и (тем) осквернил его»: так как эти искры происходят из очень высокого источника, нужно относиться к камням с уважением.
Сказано в книге «Зоар» (III 67б, 128б, 184а), что поколение перед приходом Мошиаха является реинкарнацией поколения РАШБИ, которое, в свою очередь, является реинкарнацией поколения, которое вышло из Египта. Поэтому сейчас также должны быть два вида работы: как жертвенник из земли и как жертвенник из камней.
И да удостоимся мы исполнения всего этого во время исхода из нашего изгнания, когда все искры святости поднимутся, как это было во время исхода из Египта, а также исполнятся слова пророка (Йехезкель 36:26): «И удалю из плоти вашей сердце каменное», что намекает также и на исправление «камней». Это произойдёт при наступлении истинного и полного Освобождения.