23 Швата 5782 года, третий день недели, гл. Мишпатим | 25-01-2022 23:07

Основы еврейского закона

Но ведь если мы хоть на минуту задумаемся над этим, то увидим, что суть и смысл религии выражаются именно в тех предписаниях, которые выше человеческого понимания...

4456 (0)
Основы еврейского закона
Основы еврейского закона

В главе Торы «Мишпатим» («Установления») перечислены Заповеди, составляющие основу еврейского закона.

Еврейские законы и обычаи можно разделить на три категории:

1) «Установления» — законы, составляющие основу жизни общества, например: запреты на убийство, воровство и т.д. Человечество осознало бы важность этих законов, даже если бы они не были включены в Тору.

2) «Заветы» — законы, относящиеся к еврейской Субботе, праздникам и т.д. Если бы Тора не заповедала их нам, мы бы никогда сами не подумали об их соблюдении. Однако, раз они приводятся и объясняются в Торе, мы можем понять, почему необходимо их соблюдать.

3) «Указы» — законы, касающиеся выполнения таких Заповедей, которые даются без объяснений, например: кашрут; законы об употреблении пищи. Они должны исполняться только потому, что так нам было заповедано.

Глава Торы, читаемая на этой неделе, подчеркивает, что «Установления» были даны на горе Синай одновременно с «Указами», и тем самым учит нас, что простые и понятные предписания должны соблюдаться столь же беспрекословно и полно, как и «непостижимые умом» заповеди. Ибо наш ограниченный человеческий разум может лишь скользить по поверхности истинного смысла Божественных Законов, но никогда не сможет постичь их полностью.

Это учение приобретает жизненно важное значение в наши дни, когда многие определяют свое отношение к религии примерно так: «Я с радостью соблюдаю обычаи и законы, которые мне понятны, и я согласен соблюдать даже те предписания, которые не понимаю». Подобные оговорки в признании важности непостижимых для человеческого разума религиозных предписаний вскоре уступают место еще более распространенной позиции: «Я соблюдаю то, что понимаю; все, что выше моего понимания, я отбрасываю». Но ведь если мы хоть на минуту задумаемся над этим, то увидим, что суть и смысл религии выражаются именно в тех предписаниях, которые выше человеческого понимания: в конечном счете, наша религия и ее предписания были даны нам Самим Б-гом, и по этому попытки человека использовать свой ограниченный интеллект в качестве эталона Мудрости или актуальности Божественных Заповедей — просто несостоятельны.

Опубликовано: 15.02.2004 Поддержите сайт www.moshiach.ru
Читайте еще:
Ошибка в тексте? Выделите ее и нажмите Ctrl + Enter