СБП. Дни Мошиаха! Сегодня 11 Менахем-Ава 5782 года, второй день недели, гл. Ваэтханан | 2022-08-07 18:33

Скованные одной цепью

Какая система моральных ценностей может сохранить свою силу в повседневном сосуществовании отдельных личностей и групп? Только такая система, непререкаемый авторитет которых покоится на том, что они восходят к сверхчеловеческому источнику...

4356 (1)
Скованные одной цепью
Скованные одной цепью

Глава Торы «Мишпатим» («Установления»), читаемая на этой неделе, начинается с законов, регулирующих отношения между отдельными людьми и между социальными группами. Однако эта глава идет непосредственно за главой «Итро», в которой основное внимание уделяется обязанностям человека по отношению к Б-гу (глава «Итро» рассказывает о Даровании Торы и Десяти Заповедей, начинающихся словами: «Я — Б-г Всемогущий твой»). Более того, заключительная часть главы «Итро», непосредственно переходящая в главу «Мишпатим», содержит в себе законы, касающиеся жертвенника. Наши Мудрецы размышляют о смысле этой последовательности: «Почему глава «Мишпатим» следует сразу за текстом, касающимся жертвенника? — Чтобы показать нам, что Санедрин (Верховный Суд, выносящий решения в спорах между человеком и его ближними) должен быть расположен в непосредственной близости от Жертвенника» (символизирующего обязанности человека по отношению к Б-гу).

Все это подчеркивает важность основного положения: в области человеческих отношений — как между отдельными людьми, так и между социальными группами — бесполезно полагаться только на «интуитивное» чувство равенства и справедливости, в чем мы уже не раз убеждались на горьком опыте. Какая система моральных ценностей может сохранить свою силу в повседневном сосуществовании отдельных личностей и групп? Только такая система этических и правовых норм, непререкаемый авторитет которых покоится на том, что они восходят к сверхчеловеческому источнику, а именно — к Создателю вселенной и человека. Ибо лишь Создатель наиболее полно знает природу человека, со всеми его слабостями, поэтому только Он может предписывать истинные и вечные этические и моральные Законы. Именно те Законы, источником силы и авторитета которых является Б-г, будут вечно и безусловно обязательны для всех, вне зависимости от времени и места.

В свете вышесказанного еще более очевидным становится жизненно важное значение еврейского образования вообще и, в частности, обучения в йешивах и дневных школах.

Прошло то время, когда считалось, что обучение в йешиве необходимо только будущему раввину или шохету, а среднему, рядовому еврею это ни к чему. Теперь всем совершенно ясно, что в нашем современном обществе изучение Торы в йешивах, в атмосфере боязни Б-га и любви к Нему, необходимо каждому еврейскому юноше и каждой еврейской девушке, если мы хотим, чтобы они стали полноценными евреями, исполненными чувства долга как по отношению к Б-гу, так и по отношению к своему ближнему.

С тех самых пор, как евреи покинули Египет, их стали называть «Воинством Б-га». Состоящий на военной службе без лишних слов понимает, что когда он получает приказ от командира, то не имеет права откладывать исполнение, чтобы самому его обдумать и взвесить, особенно если приказ исходит непосредственно от главнокомандующего: ведь такая задержка может поставить под угрозу целую армию! Точно таким же должно быть и отношение к повелениям Б-га: ни один еврей не должен откладывать выполнение Божественных заповедей до того момента, когда он их постигнет, «одобрит умом и сердцем». Именно по этой причине в ответ на Дарование Торы весь наш народ едино душно воскликнул: «Наасе Венишма» — «Исполним, а потом поймем».

И, подобно солдату в армии, еврей не имеет права сказать: «это мое личное дело, не вмешивайтесь не в свои дела!», потому что все евреи составляют одно целое и несут взаимную ответственность друг за друга, и потому поступки одного из них влияют на благосостояние всех и каждого.

Опубликовано: 15.02.2004Комментарии: 1
Читайте еще:
Ошибка в тексте? Выделите ее и нажмите Ctrl + Enter