СБП. Дни Мошиаха! 19 Ияра 5784 г., второй день недели Бехукотай | 2024-05-26 23:30

Пришло время возвращать заём по задолженности Освобождения

РАМБАМ выносит постановление, что в первую очередь необходимо… прийти и возвратить заём и потребовать вернуть деньги!

Перевод:Д. Беляев 06.02.2023 874 мин.

Начнем с шутки. Учитель математики задал одному из своих учеников следующую математическую задачу: «Если я одолжу твоему отцу тысячу долларов на десять месяцев, и мы договоримся, что он будет возвращать мне по сто долларов в месяц, сколько твой отец будет должен мне через пять месяцев?».

Мальчик ответил: «Столько же, тысячу долларов». Учитель рассерженно воскликнул: «Ты не знаешь даже основы математики!» Ученик: «Нет. Это вы не знаете моего отца…»

План Всевышнего по выплатам

Недельная глава «Мишпатим» полна заповедей. Одна из главных заповедей этой недельной главы — давать деньги на благотворительность, делать добро. Эта заповедь — один из трех столпов, на которых держится мир. Как мы знаем, частью заповеди благотворительности является обязанность одолжить деньги бедному или нуждающемуся человеку.

РАМБАМ в «Законах пожертвований бедным» (10:7) говорит: «В благотворительности есть восемь уровней, каждый из которых превосходит предыдущий. Самый высокий уровень, выше которого нет ничего, — это тот, кто поддерживает еврея, оказавшегося в бедности, [давая ему] подарок или ссуду…».

Источником этой обязанности является стих из недельной главы (22:24 и см. комментарий РАШИ): «Когда ты одалживаешь деньги Моему народу, бедняку, [который] с тобой…». Говорит рабби Ишмаэль, что каждое слово «когда» в Торе не является обязанностью, кроме трех, и это один из них». Рабби Ишмаэль учит нас, что давать в долг бедным является обязанностью. Речь идет не о том, «если» вы даете взаймы, а о том, «когда» вы даете взаймы.

Хорошо, а что же происходит, когда кто-то решает одолжить деньги бедным? В Талмуде в трактате «Бава Батра» (10а) по этому поводу цитируется очень важный стих (Мишлей 19:17): «Заимодавец Г-спода — милующий бедного», что как будто бы он одалживает Всевышнему (и поэтому) «за его благодеяние Он уплатит ему» и мудрецы учат: «Если бы этот стих не указывал на это, то невозможно было бы сказать, что заемщик обязан вернуть деньги заимодавцу». Это как будто сказать, что Всевышний становится обязанным вернуть деньги заимодавцу!

Кто-то может усомнится в этом и сказать, что мы привыкли ко всякого рода удивительным высказываниям наших мудрецов, поэтому нам не нужно напрягать мозги по поводу очередного высказывания Талмуда, которое превозносит важность благотворительности и займов бедным. В конце концов, раввины желают получить от нас деньги, а это не так-то просто… Поэтому они обещают нам: «Не переживайте, в конце концов Б-г вернет вам деньги».

Однако Ребе Король Мошиах смотрит на эти слова не просто как на аллегорию, своеобразный стиль Талмуда или хитроумную манипуляцию (не дай Б-г), чтобы заставить нас расстаться с деньгами, а как на практическое указание. Ребе цитирует Алтер Ребе, который трактует это не только как практический закон, но и как фундаментальный принцип нашей веры. «Поскольку мы верующие и дети верующих, то благотворительность — это не что иное, как ссуда Б-гу, как сказано: «Заимодавец Г-спода — милующий бедного», что как будто бы он одалживает Всевышнему (и поэтому) «за его благодеяние Он уплатит ему».

Поскольку все мы даем деньги на благотворительность, существует четкое постановление раввинов, что мы являемся заимодавцами Г-спода, а «заемщик — обязан вернуть деньги заимодавцу». Так что же мы можем выучить из этого относительно того, как приблизить Освобождение прямо сегодня и прямо сейчас?

Требование о возврате заёма

У РАМБАМа в «Законах денежных ссуд» есть длинная, сложная глава, в которой рассматривается процесс возврата заёма, что должен сделать заимодавец, чтобы вернуть свои деньги. Как вы думаете, что в первую очередь должен сделать заимодавец? Найти адвоката, обратиться в раввинский суд, найти свидетелей и дать показания?

РАМБАМ выносит постановление, что в первую очередь необходимо… прийти и возвратить заём и потребовать вернуть деньги! «И мы не накладываем взыскание на его (заемщика) имущество немедленно до тех пор, пока он (заимодавец) не потребует его («возврата»).

Согласно этому, первое, что мы должны сделать, чтобы привести Освобождение — это потребовать его у Б-га! В конечном счете, у всего есть срок, и уже давно истекли все сроки, чтобы уплатить еврейскому народу и привести Освобождение. Обычно к этому вопросу подходят так, что мы должны много молиться и просить об Освобождении. Кому приходит в голову мысль о том, что мы обязаны требовать его?

На самом деле, в соответствии с постановлением РАМБАМа, мы можем потребовать Освобождение и кричать: «Доколе!?»

РАМБАМ говорит, что если еврей скажет, что у него нет никаких отношений с Б-гом, чтобы предъявлять ему требования, так как, в конце концов, кто хочет вести Б-га на суд Торы… он готов забыть про заём и на этом все, Ребе возражает: может быть, он может забыть про заём, который сделал лично он, но как насчет того, что Б-г должен всему еврейскому народу? Более того, поскольку сама Сущность Божественного присутствия находится с нами в изгнании, получается, что Б-г сам хочет быть вызван на суд. Он Сам хочет, чтобы каждый еврей требовал истинного и полного Освобождения. А раз так, то кто может забыть про желание Б-га?

Кроме того, это требование должно быть искренним, подобно тому, как мы дорожим своими деньгами и, одалживая кому-то значительную сумму, обязательно уточняем все детали, как и когда мы получим деньги обратно. Когда мы требуем Освобождение искренне, нам не нужно быть вызванным на небесный суд или к ангелам, чтобы получить свое требование. Нам также не придется прибегать к использованию физической силы или нанимать долговое агентство, потому что Б-г пошлет вам Освобождение из Его полной и святой руки!

Не брать ссуды!

Мы закончим потрясающим рассказом о возврате ссуды. Р. Авраам Роттенберг, гурский хасид из Бней-Брака, жил в конце 50-х годов напротив дома «770» и был близок к Ребе. Однажды он услышал, как р. Янкель Липскер (у которого был продуктовый магазин) подошел к Ребе и попросил благословение для друга, которому был нужен заработок. Ребе немного подумал, а затем сказал: «То, что ему нужно, у него есть, но он привык брать в долг и не возвращать. Ему нужно взять на себя обязательство вернуть предыдущие ссуды и больше не брать взаймы, и он получит напрямую от Всевышнего».

Ребе Король Мошиах дает деньги на цдаку
Ребе Король Мошиах дает деньги на цдаку

Роттенберг был очень потрясен услышанным и твердо решил, что больше не будет брать никаких ссуд, несмотря ни на что. Сначала все было легко, но потом начались свадьбы его детей. С первой свадьбой он как-то справился, но это событие опустошило его карманы. Один из его сыновей должен был жениться, а у него не было ни цента на расходы. На утро в день свадьбы, когда ему нужно было заплатить за автобус, чтобы отвезти гостей в зал, у него не было денег, чтобы заплатить за него.

Обычай гурских хасидов состоит в том, что утром в день свадьбы жених и его отец идут на молитву, надев «сподик» (праздничная меховая шапка). Он шел со своим сыном в синагогу хасидов Белз в Бней-Браке в подавленном состоянии духа. И тут к нему подходит р. Моше Ярославский, человек, которого он до этого не знал, и спрашивает его, женит ли он в этот день своего сына и сколько денег ему нужно на свадьбу.

У Роттенберга пропал дар речи. Р. Ярославский сказал, что он только что приехал от Ребе и перед уходом зашел к нему на аудиенцию. В конце Ребе достал большую пачку купюр и сказал: «Вы едете в Израиль и там встретите еврея, который устраивает свадьбу и нуждается в деньгах. Дайте это ему». «Вы — первый человек, которого я встречаю, который делает свадьбу, и, возможно, Ребе имел в виду вас».

Комментарии: 2 Поддержите сайт
Читайте еще:
Ошибка в тексте? Выделите ее и
нажмите Ctrl + Enter