19 Хешвана 5782 года, второй день недели, гл. Хаей Сара

Когда деньгами будешь ссужать…

Обычно РАШИ не упоминает в своих комментариях имена мудрецов Талмуда, чьи мнения он приводит. Тогда возникает вопрос, почему в данном отрывке «когда деньгами будешь ссужать» РАШИ упоминает имя рабби Ишмаэля?

3652 (0)
Источник: «Ликутей Сихот» том 11, стр.107-108
Когда деньгами будешь ссужать…
Когда деньгами будешь ссужать…

В нашей главе «Мишпатим» сказано: «Когда деньгами будешь ссужать Мой народ». В своем комментарии на этот отрывок РАШИ приводит слова рабби Ишмаэля и цитирует от его имени: «Везде в Торе слово „когда» означает добровольное действие, кроме трех случаев и это — один из них».

Ребе Король Мошиах обращает наше внимание на то, что обычно РАШИ не упоминает в своих комментариях имена мудрецов Талмуда, чьи мнения он приводит. Тогда возникает вопрос, почему в данном отрывке «когда деньгами будешь ссужать» РАШИ упоминает имя рабби Ишмаэля?

В Талмуде описывается спор между рабби Ишмаэлем и рабби Акивой, в котором всякий раз, когда нет доказательств, является ли какое-то указание добровольным или обязательным, их мнения расходятся: рабби Ишмаэль считает его добровольным, а рабби Акива — обязательным.

Ребе предлагает вспомнить, кем были рабби Ишмаэль и рабби Акива, что поможет нам понять разницу между их мнениями.

Рабби Ишмаэль был первосвященником, и, по своей природе, он был святым человеком. Весь его путь служения Всевышнему был путем праведника, одного из тех, у кого совсем нет грехов. Всякая противоположная святости вещь была далека от него и совершенно неприменима к нему.

В отличие от него, рабби Акива был потомком прозелитов. Он начал изучать Тору только в возрасте 40 лет и его путь служения Всевышнему — это путь раскаяния. Человек, раскаявшийся в своих поступках, нуждается в дополнительной осторожности при выполнении заповедей. Он знает, что в прошлом у него уже случались срывы, и поэтому теперь он остерегается намного больше. Если возникает вопрос, добровольно ли какое-то действие или обязательно, он устрожается и ведет себя так, как будто это обязанность. Поэтому рабби Акива считал, что «когда» — это обязанность.

Но для рабби Ишмаэля, который был праведником, достаточно служения на высоком уровне. Он находится на своей высоте и ему не требуется раздумывать по поводу действий, выполнение которых вызывает сомнение: добровольно это должно быть или обязательно. Поэтому рабби Ишмаэль постановил, что «когда» — это добровольное действие.

Многие спрашивают: как может быть, что именно в нашем поколении, которое многие видят таким убогим и низким, раскрылось учение хасидизма? С позиции рабби Акивы мы можем дать на это ответ. Совершивший раскаяние человек, не только остерегается больше, он также и устрожается больше. Так и в нашем, покрытом мраком поколении, мы нуждаемся в дополнительном свете, особом свете, дающем нам силы. Поэтому хасидизм раскрылся именно теперь.

Опубликовано: 13.02.2012

Поддержите сайт www.moshiach.ru
Читайте еще:
Ошибка в тексте? Выделите ее и нажмите Ctrl + Enter