СБП. Дни Мошиаха! Сегодня 29 Элула 5782 года, первый день недели, гл. Ваейлех | 2022-09-24 22:05

Три вида мотивации или Трагедия подпольных миллионеров

Тогда наше желание Мошиаха будет истинным. А все подпольные миллионеры поймут, что счастье не в деньгах.

591 (0)
Эксклюзив для сайта:
Три вида мотивации или Трагедия подпольных миллионеров
Три вида мотивации или Трагедия подпольных миллионеров

Остап Бендер разбогател. Сбылся план его личного освобождения, наступила Геула, к которой он стремился. Но внутренне он был к ней не готов. Поэтому даже не столь важно, где это случилось — на румынской границе или в Рио-де-Жанейро — он все равно был обречен на разочарование.

Евреи жертвуют на Храм в пустыне (наша недельная глава — «Трума»). Исходя из чего они жертвуют? Оказывается, есть три вида мотивации. Они приносят золото, серебро, медь.

Золото — намек на самую искреннюю, «золотую» мотивацию: Я настолько счастлив, что для меня счастье — дать кому-то! Серебро — мотивация уже посложнее: человек чувствует себя под ударом судьбы, как Корейко под пристальным взглядом Бендера, и понимает, что поделиться все-таки придется. И, наконец, медь: у человека уже нет сил встать с постели и выдать требуемое пожертвование, и он велит домочадцам: «Дайте от моего имени!»

Но это — на правах предисловия.

В рассматриваемой же нами сейчас беседе Ребе Короля Мошиаха задаются другие вопросы по недельной главе. Почему золото перечислено первым? Если по принципу ценности, то самыми ценными, возможно, были драгоценные камни (оникс и др.), принесенные князьями. Если по принципу самого крупного жертвоприношения по количеству, весу, — то надо было начать с меди.

Ребе отвечает: золото, серебро и медь — это те виды приношения, которые имелись в распоряжении каждого еврея (в отличие от, скажем, оникса), и начинают описание именно с золота, так как среди этих трех материалов оно самое драгоценное. Нам хотят сказать, что данный вид служения (при отсутствии Храма мы говорим об его духовных аспектах) свойственен каждому из евреев. У каждого есть такой вид мотивации, когда он жертвует, что называется, от всей души. Без корысти. Не из желания получить награду или страха быть наказанными.

А Тора — руководство к действию. Поэтому Тора начинает перечисление именно с золота.

Серебро относится к тому, о чем сказано РАМБАМом (опираясь на слова мудрецов): «Сначала пусть будет соблюдение детей и женщин и простых людей благодаря страху и трепету, а когда разум окрепнет, то можно будет выработать привычку и умение служить из любви». Ведь сказано: «Пусть человек всегда занимается Торой, хотя бы и не исходя из самой правильной и бескорыстной мотивации».

Поскольку из состояния небескорыстного служения постепенно можно перейти к правильной мотивации, и так и случится.

Каждый еврей, будь то на уровне раскрытом или пока в сокрытии и утаении, является обладателем «золотой мотивации». А раз так, продолжает Ребе, то ведь от духовного этот процесс проецируется на материальное, и в этом случае каждый еврей должен стать богатым на деле!

И тем более в последнем поколении, когда уже все подготовлено и Всевышний дает нам Мошиаха, ясно, что каждому еврею просто положено быть богатым как в духовном, так и в материальном простом смысле!

Вывод таков: надо стараться быть как можно богаче духовно («Богатство и бедность — все в голове!), и благодаря богатству в аспекте Торы и заповедей наступит и состояние полного благополучия вплоть до богатства и способности щедро одаривать, сверх меры, и использовать свое богатство для того, чтобы превратить свой личный дом в Храм для Б-га («И Я буду пребывать в них» — внутри каждого из них) самым очевидным образом.

Далее в «Ликутей Сихот» (том 1, стр. 289) Ребе приводит историю с РАШБИ: «Поскольку для РАШБИ не существовало разрушения Храма, то на его уровне становилось возможным привлечь категорию богатства золотые динарии в материальном смысле. Причем он сумел привлечь категорию богатства даже к ученикам, которые по своему духовному уровню были ниже, их мышление было галутным. Они восхищались идеей быстрого заработка, завидовали богатству вернувшегося из-за границы товарища — это свидетельство их уровня, который соответствует изгнанию».

Мы видим, однако, что желать прихода Мошиаха надо не потому, что тогда мы все получим в материальном смысле. Богатство должно предшествовать его приходу! Чтобы мы желали Мошиаха несмотря на то, что на нашем материальном достатке это никак не скажется, мы и так богаты.

Тогда наше желание Мошиаха будет истинным. А все подпольные миллионеры поймут, что счастье не в деньгах.

Опубликовано: 01.02.2022Комментарии: 0
Читайте еще:
Ошибка в тексте? Выделите ее и нажмите Ctrl + Enter