СБП. Дни Мошиаха! 11 Ияра 5784 г., первый день недели Бэар | 2024-05-19 06:26

Разлука ведёт к ещё более крепкому единению

Первые и последние комментаторы трудились понять суть крувим. В связи с этим задается много вопросов в святых книгах. Как они выглядели? Для чего они были сделаны?

Свободный перевод:Д. Беляев 14.02.2023 746 мин.

Начнем с шутки. Когда кто-то выходит из банка с улыбкой, вы знаете, почему. Когда кто-то покидает офис налоговой службы с улыбкой, вы спрашиваете: «Почему?»

Отдалились или вместе?

На этой неделе мы будем читать недельную главу «Трума», в которой содержится указание Б-га еврейскому народу построить Мишкан. Первым особым предметом, которое Всевышний повелел им сделать, был Ковчег Завета, в который помещались Скрижали. Как говорит РАМБАМ: «Главный объект в Мишкане — это место, где присутствует Шхина (Божественное Присутствие), то есть Ковчег Завета. Вот почему Ковчег Завета и его крышка первостепенны, потому что они первые по значимости».

Сразу же после указания о постройке Ковчега Завета Тора дает указание сделать херувимы («крувим») (25:18): «И сделай два крувима из золота; сделай их выкованными, с двух концов крышки ковчега».

Первые и последние комментаторы трудились понять суть крувим. В связи с этим задается много вопросов в святых книгах. Как они выглядели? Для чего они были сделаны? И главное, как Тора могла приказать изготовить нечто, похожее на идола, и кроме того поместить это в Святая Святых?!

РАШИ объясняет, что внешне крувим были похожи на лица младенцев. Ибн Эзра уточняет, что слово «крувим» происходит от арамейского слова «равья», что означает мальчик или молодой человек. Согласно его объяснению, лингвистическое понимание слова «керув» — это «как бы мальчик». Но даже после такого объяснения, для чего же все это нужно? Для чего нам необходимо изображение как бы похожее на мальчика в Святая Святых?

Рабейну Бехайе уделяет этому вопросу значительную часть своего комментария и приводит несколько объяснений. Одно из них заключается в том, что по своему внешнему виду крувим были как бы похожи на мужчину и женщину и они были размещены в Святая Святых для того чтобы быть отображением любви Б-га к еврейскому народу, подобно любви между мужем и женой.

Он основывает это на отрывке (Млахим I 7:36), как говорит Талмуд (трактат Йома 54а-б): «Это означает, подобно тому, как мужчина соединяется и притягивается к его половинке (его спутнице, т.е. к его жене)».

Он также цитирует более раннее место из Талмуда (54а), где сказано: «Когда еврейский народ поднимался (в Храм) для праздников паломничества, коэны поднимали для них покрывало и показывали им крувим, которые как бы прижались друг к другу, и говорили им: „Видите, как вы обожаемы Всевышним, подобно тому, как любят друг друга мужчина и женщина“».

А сейчас перед нами сложный вопрос, который задал несколько сотен лет назад МААРША, один из великих комментаторов Талмуда. Трактат «Бава Батра» (99а) разбирает противоречивые места отрывков о размещении крувим. С одной стороны, в отрывке нашей недельной главы ясно сказано, что они были расположены лицом друг к другу. В другом месте, при описании строительства Храма в книге пророков, говорится, что их лица были обращен к стенам Святая Святых.

Талмуд дает следующий ответ: когда еврейский народ исполняет волю Б-га, крувим обращены друг к другу. Это время наивысшей любви между Б-гом и Его дорогими детьми, и это видно по расположению крувим. Когда народ Израиля не следует воле Б-га, любовь между двумя сторонами не так велика, поэтому крувим стоят лицом к стенам, как бы говоря, что они не хотят смотреть друг на друга.

Затем мы учим, что Талмуд в трактате «Йома» говорит, что когда неевреи ворвались в Храм, чтобы разрушить его, они увидели, что крувим обнялись. Мы понимаем, что если речь идет о разрушении Храма, то это не самое благоприятное время, когда еврейский народ исполняет волю Б-га, так почему же крувим стояли лицом друг к другу? Ведь следовало бы ожидать, что они повернут лица к стене.

Любавический Ребе Король Мошиах в своей потрясающей беседе объясняет это с помощью замечательной аналогии.

Укрепление связи

Представьте себе главу йешивы, который очень старается, чтобы его ученики усвоили изучаемый материал, а не просто умели пересказывать написанное. Этот глава йешивы как раз давал глубокий аналитический урок по Талмуду, когда его вдруг озарила мысль, заставившая его полностью поменять свой взгляд на предмет. В этом случае, он естественно должен был бы прекратить давать урок и сосредоточить все свое внимание на своей мыслительной работе (мозговом штурме), потому что, если он этого не сделает, мысль может исчезнуть. Мы понимаем, что чем глубже новое понимание, тем больше времени и внимания оно потребует. Чем больше он сосредоточит свое внимание на этом, тем больше снизится его внимание к ученикам.

Обычный ученик, увидев, что его глава йешивы погрузился в раздумья прямо посреди урока, может просто решить, что урок закончился или что главе йешивы уже все равно и у него нет терпения объяснять эту тему. Более опытный ученик поймет, что стоит подождать, потому что урок, который будет дан в скором времени, который последует за углублением главы йешивы в тему, оправдает все ожидания!

Это означает, что игнорирование учителем своих учеников и его погружение в собственные мысли с виду может выглядеть как «разрушение Храма» и «изгнание», будто бы ему все равно, что происходит с учениками. На самом деле, причина, по которой учитель погружен в свои мысли — только из-за учеников, чтобы помочь им усвоить правильно и дать им наилучший возможный урок.

Согласно тому, как Ребе объясняет: «Получается, что чем больше сокрытие, тем больше откровение — ведь новое интеллектуальное озарение наиболее ценно, и оно может быть временно сокрыто, если в конечном итоге он получит новое озарение».

Эта аналогия прекрасно объясняет разрушение Храма и изгнание. Внешне изгнание кажется самой негативной вещью из всех возможных. Как будто Б-г оставил нас в безвыходности. Как будто Ему все равно, что с нами происходит. Он, как будто, занят своими делами, погружен в раздумье. А на самом деле все это — подготовка к наивысшему раскрытию, раскрытию будущего Освобождения (Геула). Из-за величественности и возвышенности раскрытия Освобождения нам приходится временно находиться в изгнании и разрушении.

Это также является причиной того, что в момент разрушения крувим находились лицом друг к другу. Это потому, что только в Святая Святых, самом внутреннем и святом месте в мире, можно увидеть истину! Именно в Святая Святых, месте, которое представляет собой высший замысел Творца, нам с небес показали, что Б-г не оставил нас (даже на мгновение). Он готовит Себя (и нас) к бесконечному Б-жественному откровению истинного и полного Освобождения!

От ученика требуется двойная работа: работа чистого познания и работа со стремлением и старанием укрепить связь с Ребе. С одной стороны, ученик должен знать, что сокрытие и отдаление являются лишь внешними, поверхностными, так как отец не бросает своих детей, а учитель не игнорирует своих учеников. С другой стороны, ученик должен быть в режиме концентрации на своей связи с учителем и стремлении к нему, в той же мере, что и во время обучения, в качестве подготовки к следующему уроку Талмуда с наступлением полного Освобождения!

Мы, хасиды, должны придерживаться этой же точки зрения и в отношении времени, наступившего после 3 Тамуза 5754 года. Ребе не оставил свою паству, и время, в котором мы сейчас находимся, — это (только) время подготовки. Мы должны всегда помнить и напоминать другим, что сокрытие и уход — это только внешнее. На самом деле Ребе, как и всегда, с нами. Более того, мы должны быть тверды в своей связи с Ребе и стремлении души увидеть Ребе снова с наступлением полного Освобождения!

Мы закончим урок известной историей о рабби Аарон-Якове Швее, члене раввинского суда Краун-Хайтс.

Шел конец Второй мировой войны, и девятилетнего любавичского мальчика его овдовевшая мать отправила учиться в единственную йешиву «Томхей Тмимим», существовавшую в Советском Союзе в далеком Самарканде. Прошло много времени, и мать смогла осуществить свою мечту и переехать жить к сыну. В те времена это было непросто.

Каково же было ее удивление, когда, приехав на вокзал, она увидела, что сын ждет ее! В те времена не было возможности позвонить ему и сообщить, что она уже в пути.

Она спросила сына: «Откуда ты узнал, что меня надо ожидать на вокзале?» Он ответил, что когда они расставались, она обещала приехать к нему в гости. Каждый раз, когда приходил поезд из ее города, он приходил и ждал ее в надежде, что она выполнит свое обещание...

Ребе обещал, и он выполнит свое обещание!

Комментарии: 0
Темы: Трума Храм
Поддержите сайт
Читайте еще:
Ошибка в тексте? Выделите ее и
нажмите Ctrl + Enter