Начнем с шутки. Одна пара, которая так и не смогла найти общий язык ни с одним из своих соседей, решила переехать. Они попросили агента по недвижимости: «Найдите нам тихое место с новыми соседями, которые не будут шуметь». «Найдем», — сказал агент. Каково же было их удивление, когда они увидели, что их новая квартира граничит с кладбищем!
Что нового в мире?
В мидраше («Берейшит раба» 30:8) говорится, что Ноах «увидел новый мир». Он не единственный, кто упоминается как человек, увидевший «новый мир», но он первый. За ним последовали Йосеф, Моше, Йов и Мордехай; Ноах проложил путь «и открыл канал» для новизны в мире.
Вопрос в том, какой новый мир он увидел? Как можно увидеть новый мир? Во-первых, «нет ничего нового под солнцем», а во-вторых, Ноах не видел нового мира, максимум — он видел обновленный мир.
Другими словами (с добавлением примера из мира техники), у того, кто собирается приобрести новый смартфон (не то чтобы этот пример предусматривал наказание за это), есть два варианта: 1) купить что-то абсолютно новое, напрямую от официального поставщика со всеми бирками; 2) купить восстановленное устройство, которое использовали другие, и в нем может не хватать чего-то одного или двух, но оно работает и стоит гораздо дешевле. Восстановленное устройство может быть получено, возможно, от десятков компаний-посредников и покупателей.
Точно так же новый мир, новое творение, нечто из ничего, то, чего раньше не существовало, может прийти только от Творца. Обновленный мир претерпевает значительные изменения, в том числе и существенные, и эти изменения могут произойти в результате действий человека, как во время Потопа.
Возвращаясь к Ноаху, почему мудрецы Торы говорят, что он увидел новый мир, хотя ничего нового не было создано? Мир мог быть как новый, но он не был новым! Как говорит ученике хасидизма, понятие «новый» относится к творению из ничего. Термин «обновленный» относится к созданию из чего-то. Поскольку во времена Ноаха не было создано ничего нового, все, что произошло, — это изменение мира от одной реальности к другой, и это не должно быть обозначено как новое!
Хасидизм часто приводит слова мудрецов Торы («Ктубот» 5а): «Велики дела праведников, чем творения неба и земли». На первый взгляд, это вызывает удивление. Как можно сравнивать работу Творца и работу человечества и даже утверждать, что деяния человека превосходят деяния Творца? Это звучит почти еретически, не так ли?
В удивительной беседе Ребе излагает суть дела. Б-г создал мир из ничего, чтобы еврейский народ своим служением изменил мир и превратил его в лучшее место, в «обитель внизу». Это означает, что сотворение мира из ничего имело целью привнести в мир дополнительную новизну, более возвышенную новизну, через служение еврея. Все понимают, что если цель первой новизны — привести ко второй новизне, то вторая новизна намного превосходит первую. Так и здесь: сотворение мира Б-гом из ничего было исключительно ради второй, более великой новизны — создания жилища внизу через евреев.
Оказывается, что действительно «дела праведников больше» («и народ Твой — все праведники») — еврейский народ превращает мир из физической сущности в возвышенную, духовную сущность, «большую, чем творение неба и земли». Б-г создал мир только для того, чтобы изменить и улучшить его.
Исходя из этого, мы также можем понять, какой новый мир увидел Ноах. Правда, Ноах не видел спутников и космических кораблей. Он даже не видел смартфона или компьютера. Но что он увидел, и он был первым, кто увидел это, была надежда!
До Ноаха у мира не было надежды. В мире не существовало способности изменить сложившуюся ситуацию; мир застрял в низком духовном состоянии, с постоянно растущей, безостановочной нечистотой, недопустимыми формами человеческого поведения, и никто не мог этого изменить! Потоп привел мир к реальному изменению, к надежде!
Хорошие новости о «Потопе»
В учении хасидизма объясняется, что целью Потопа было очищение мира, поэтому он длился сорок дней, подобно тому, как воды миквы составляют сорок сеа. Во время Потопа мир был покрыт водой, как в обещании будущего Освобождения: «Земля наполнится знанием Б-га, как воды покрывают море». Это и многое другое подчеркивает уникальный аспект вклада Ноаха в мир, как человека, который принес надежду на существование человека и всего мира. Он привнес общее очищение в дух человека и окружающий его мир, проложив путь к Аврааму, а затем к Моше и дарованию Торы, вплоть до сегодняшнего дня!
Правда, Ноах не видел, как Б-г создал небеса и как именно Он сформировал землю. Он также не видел, как растение создается из ничего, и как «дух Б-га» парит над водами… Но он увидел гораздо больше, чем это. Он увидел шанс на перемены. Он увидел светлое будущее. Он видел мир возможностей для человека, и это гораздо новее, чем сотворение из ничего.
Сказав все это, мы можем теперь увидеть, как Тора, начиная с недельных глав «Берейшит» и «Ноах», преподает нам важный жизненный урок. Недельная глава «Берейшит» — это прежде всего история сотворения мира, сотворения из ничего, работы Творца. Недельная глава «Ноах» в основном рассказывает о совершенствовании мира и человека, о создании чего-то из чего-то, о работе человека. Поскольку мы уже узнали, что «велики дела праведников, чем творения небес и земли», новизна недельной главы «Ноах» гораздо больше, чем новизна недельной главы «Берейшит».
По Божественному провидению, в этом году мы читаем недельную главу «Ноах» в новомесячье Хешван. Хешван — это первый месяц служения человека в мире в новом году. (Потому что, если честно, в Тишрей мы больше времени проводим в синагоге или с семьей, чем на службе или в мире). В этот день, первый день Хешвана, мы получаем заряд бодрости на новый год, читая недельную главу «Ноах».
Недельная глава «Ноах» учит нас важности и ценности служения человека в мире, тому, как один человек, еврейский мужчина или женщина, может навсегда изменить мир! Как один еврей может дать надежду всему человечеству. Как одним поступком, словом или даже одной мыслью еврей может принести Освобождение!
Позже на этом фарбренгене Ребе привел доказательства, подчеркивающие важность, которую необходимо придавать каждому поступку, и его способность изменить мир и привести к новому миру.
В частности, Баал-Шем-Тов сказал р. Мордехаю, что душа спускается в этот мир и живет семьдесят-восемьдесят лет, чтобы оказать еврею одну услугу — материальную или духовную. Это значит, что один поступок, одна услуга еврею стоит того, чтобы прожить восемьдесят лет!
В завершение мы расскажем о важности одного поступка, например, произнесения благословения. Однажды Баал-Шем-Тов послал своего знаменитого ученика, р. Хаима Раппопорта, чтобы тот исправил заблудшую душу Моше Цадока. Его отец, Шмуэль Цадок, был учеником пражского МААРАЛа, но очень противился изучению каббалы, из-за чего отдалился от других учеников МААРАЛа.
Его сын, Моше, последовал за отцом, но в середине жизни отошел от дел. После смерти жены-еврейки он даже женился на язычнице и жил как гой во всех отношениях. Существует длинная история о том, как группа скрытых праведников, возглавляемая рабби Элияу Баал-Шемом, вернула р. Моше к иудаизму.
Следующий отрывок («Ликутей Дибурим» п. 32) — это конец истории, относящийся к нашему вопросу.
— Во время этой поездки была выполнена еще одна великая миссия, — сказал Баал-Шем-Тов сидящим вокруг него. В святой книге «Зоар» сказано, что «нижние воды» восклицают: «Мы хотим быть перед святым Королем». Все источники, с того дня, как Б-г разделил воды, нижние воды, кричат, что хотят быть перед Королем, что Он должен использовать их для святых дел, таких как омовение рук перед молитвой, погружение для заповеди, погружение для молитвы и Торы, омовение рук с благословением, в которой упоминается имя Всевышнего, вода для питья, когда произносится благословение до и после… И этот плач колодцев может продолжаться сотни и даже тысячи лет, пока еврей не пройдет мимо и не омоет руки и не произнесет благословение, или не выпьет и не благословит до и после.
В лесу возле усадьбы Моше есть источник, который вот уже 5519 лет плачет о том, почему его удел меньше, чем удел всех источников, ведь с тех пор, как Б-г создал его, никто не произносил благословения над этой водой и никто не использовал воду для святости и чистоты. В тот день источник был спасен благодаря ему, — сказал Баал-Шем-Тов р. Хаиму. Вы пили из него воду и омывали руки во время дневной молитвы. Это дело Божественного провидения, что у каждого творения есть свое время возвышения и через кого оно будет возвышено, и у каждой души есть свое предназначение, для чего и где она должна работать и исправляться…