Трактат по хасидизму Любавичского Ребе ШЛИТА Короля Мошиаха по главе «Ноах» 2-го дня новомесячья Мар-Хешвана 5728 г.
Говорится в пророчестве Ирмияу (31:7): «Вот, Я приведу их из страны северной и соберу их от краев земли; среди них слепой и хромой, беременная и роженица вместе; великое множество возвратится сюда». Идея такая, что «слепой и хромой» намекают на два уровня ущербов, которые есть у евреев во время изгнания: слепота относится к глазам (аспект того, что вверху), а хромота относится к ногам (аспект того, что внизу). Это две крайности, между ними находятся все остальные ущербы.
Есть ещё одна цитата из Йешайа (27:13): «И будет в тот день: вострубят в великий шофар, и придут пропавшие в земле Ашур и заброшенные в землю Египта, и будут они поклоняться Б-гу на горе святой в Иерусалиме».
Ребе Король Мошиах также объясняет, что «северная страна и край земли» из первого пророчества соответствуют «Ашуру и Египту» из второго пророчества, так как они оба говорят об Освобождении.
Северная страна относится к Вавилону, наподобие рабству в Египте, а Ашур относится к испытанию богатством, как сказано (Йешайа 36:17) «Пока я не приду и не возьму вас в страну такую же, как ваша страна» (и это второй вид края земли).
Сказано в Талмуде («Псахим» 87б), что Всевышний оказал благо еврейскому народу тем, что рассеял их среди народов мира для того, чтобы к ним примкнули прозелиты. В хасидизме задают вопрос: мы видим, что к еврейскому народу присоединились не так уж и много прозелитов, так неужели для этого нужно было все это ужасное и долгое изгнание? И даётся ответ, что речь идёт об искрах святости, которые рассеяны по всему свету и которые евреи собирают.
Эта работа начинается с того, что еврей собирает все свои мысли, речи и действия, а после этого способствует объединению в своем уделе в мире. Самая тяжёлая работа в этом отношении находится на севере... По этой причине жертвоприношения были на северной стороне. Соответственно, Освобождение начнётся также с северной стороны...
В работе еврея мы наблюдаем следующий подход, когда мы воздействуем на душу, чтобы она превратилась из «стоящей» в «идущую». В этом заключается цель спуска души в тело.
Об этом говорит школа Гилеля: «Невеста приятная видом и благочестивая», хотя на самом деле она может быть хромой или слепой. Гилель привлекает сверху большой свет и все физические недостатки исчезают, когда раскрывается истинная суть еврея.
Во время Освобождения все ущербные люди будут исцелены, поэтому в пророчестве упоминаются «слепой и хромой», которые соберутся с края земли. А «беременная и роженица» намекают, как известно, на изгнание и Освобождение.
Все это произойдёт с помощью звуков большого шофара.
Тогда даже те, которых до этого ничего не затрагивало, смогут вернуться и присоединиться к еврейскому народу. Более того, даже после раскрытия Мошиаха будут оставаться евреи с этими ущербами, о которых говорит пророк, но Всевышний соберет их всех. Это возможно благодаря раскрытию Сущности Творца, в свете которой ни один еврей не останется в изгнании, как сказано («Шмот» 10:9): «С нашими юношами и с нашими старцами пойдем, с нашими сыновьями и нашими дочерьми». И все это произойдёт во время прихода Мошиаха.