13 Хешвана 5782 года, третий день недели, гл. Вайера

Последователи Аарона

Мы должны постоянно стараться приблизить всех евреев, кем бы они ни были, к осознанию еврейских ценностей. Хотя предполагается, что нам придется иметь дело и с совсем далекими от религии людьми, мы не должны ни в чем уступать своих позиций.

4597 (0)
Последователи Аарона
Последователи Аарона

В недельной главе Торы «Ки тиса» рассказывается о трагическом духовном поражении, которое потерпели евреи, впавшие в грех идолопоклонства. Аарон, с присущей ему глубокой любовью ко всем евреям, пытался сделать все возможное, чтобы предотвратить их ошибку.

Наши Мудрецы учат: «Будь последователем Аарона... люби все создания и приближай их к Торе». В этом уроке содержатся два указания. Одно из них — не совсем обычное употребление слова «создания» (а не «люди», «человечество» и т.д.) подразумевает, что мы должны приближать к Торе всех людей, даже тех, кто не имеет других достоинств, кроме того, что они — создания Б-га.

Второе указание касается того, как именно мы должны воздействовать на других. Мы должны приблизить их к Торе в ее цельном, полном и бескомпромиссном варианте, а не «приближать» Тору к ним; мы не должны «перекраивать», «урезать» или приспосабливать ее, в соответствии с потребностями других людей.

Мы должны постоянно стараться приблизить всех евреев, кем бы они ни были, к осознанию еврейских ценностей. Хотя предполагается, что нам придется иметь дело и с совсем далекими от религии людьми, мы не должны ни в чем уступать своих позиций. В беседах с другими мы не должны, избави Б-г, идти на компромиссы в вопросах, касающихся Торы и Заповедей. Если человек тонет, мы должны прийти на помощь, но при этом следует соблюдать осторожность, чтобы, спасая другого, не утонуть самому!

Некоторые не согласны с таким подходом. Они говорят: «Если я могу привлечь еврея к иудаизму, к чему мне мелочные расчеты? Я пойду на небольшие уступки в вопросе о совместном пребывании в синагоге мужчин и женщин или в других подобных мелочах, но зато синагогу начнут посещать гораздо больше людей, которые тем самым станут ближе к иудаизму».

Нередко приходится слышать и другое мнение. Его сторонники рассуждают примерно так: в традиционной еврейской общине, конечно, необходимо очень строго следить за соблюдением любой мелочи, когда речь идет о Законах Торы. Но когда мы живем в обществе, где существует противостояние Торе и Заповедям, надо проявить гибкость и уступить в «менее важных» вопросах, чтобы сохранить соблюдение «главных» предписаний.

Все это можно сравнить только с поведением человека, который в мирное время, в своем собственном доме, постоянно вооружен до зубов, поскольку так он чувствует себя увереннее. Однако когда во время войны он идет в бой, он вообще не берет с собой оружия — во-первых, чтобы не показывать, что он солдат вражеской армии, во вторых — чтобы облегчить себе передвижение и, при необходимости, маневрирование. Абсурдность подобной позиции не нуждается в комментариях.

Много лет назад на конференции раввинов обсуждался вопрос о путях укрепления иудаизма. Один из участников сказал, что, по его мнению, чтобы спасти положение, нужно проявить некоторую «гибкость». «Вода для питья, — сказал он, — должна быть чистой. Но когда водой тушат пожар — не имеет значения, чистая она или грязная».

Предыдущий Любавичский Ребе, рабби Йосеф-Ицхак Шнеерсон также присутствовал на этой конференции. Он резко возразил: «Ваше рассуждение справедливо только в том случае, если вы на 100% уверены, что у вас в руках действительно вода, и сомнения касаются лишь того, достаточно ли она чиста; однако если у вас в руках вовсе не вода, а керосин — тогда вы не только не сумеете погасить пожар, но, напротив, разожжете огонь еще сильнее, хотя керосин — тоже жидкость».

Опубликовано: 07.03.2004

Поддержите сайт www.moshiach.ru
Читайте еще:
Ошибка в тексте? Выделите ее и нажмите Ctrl + Enter